В Латвии ее называли одной из самых красивых и популярных актрис, но она была известна далеко за пределами своей родины.
95 лет со дня рождения Дзидры Ритенберг
Во второй половине 50-х гг. ее имя узнали и во всем СССР, и за рубежом – после того, как в 28 лет она дебютировала в кино и первая же роль принесла ей всесоюзную и мировую славу – она сыграла главную героиню в фильме «Мальва» по мотивам рассказов М. Горького.
В 1957 г. этот фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, и Дзидра Ритенберг получила приз – Кубок Вольпи – как лучшая актриса.
После этого «Мальву» демонстрировали во многих странах Европы, и кинокритики единодушно восторгались красотой и талантом советской актрисы.
В 1959 г. в Москве проходил Международный кинофестиваль, на который каждая из республик присылала своих представителей.
В состав латвийской делегации вошли две самые яркие актрисы – Вия Артмане и Дзидра Ритенберг. Перед началом церемонии открытия кинофестиваля все актеры собрались в одном помещении.
Вдруг дверь открылась и в комнату вошел молодой актер Евгений Урбанский, который так же, как и Дзидра, прославился на весь Союз после дебютной кинороли – в фильме «Коммунист».
Едва увидев латышскую красавицу, он тут же направился к ней и воскликнул: «А я вас знаю!» Дзидра улыбнулась в ответ и сказала: «И я вас тоже».
С того момента он не отходил от нее ни на шаг. Так началась история, о которой актриса будет помнить потом всю жизнь.
Через три недели после знакомства Дзиздра попала в больницу – у нее были проблемы с сердцем, нужна была срочная операция. Евгений навещал ее в больнице каждый день, а вот человек, которого она тогда ждала, не зашел ни разу.
Дело в том, что до знакомства с Урбанским у актрисы был роман с Вячеславом Тихоновым. На тот момент он был женат, но их отношения с Дзидрой продолжались несколько лет.
Но как только Тихонов узнал о том, что в больнице актрису навещает Урбанский, он, терзаемый ревностью, решил больше не появляться. Дзидра не смогла ему простить этой обиды и не вернулась к нему.
Евгений Урбанский боготворил Дзидру. Как только ее выписали, он повел ее под венец – боялся, что актриса вернется в Латвию и их роман завершится.
Свадьба была роскошной, торжество устроили в «Национале». После этого семья поселилась в Москве – сначала в крохотной комнате на складе с декорациями, а позже – в отдельной квартире.
Но бытовые условия не имели никакого значения, ведь Урбанский окружил жену заботой и вниманием. Позже она вспоминала:
«Женя за очень короткий срок выучил латышский, чтобы разговаривать со мной на моем родном языке. И чтобы секретничать на людях. А как по-другому?
Если ты жену любишь, ты научишься говорить с ней на ее родном языке… У нас в гостях часто собиралась труппа цыганского театра «Ромэн».
Мы очень дружили с семьей кинорежиссера Григория Чухрая, у которого Женя снимался в картинах «Баллада о солдате» и «Чистое небо», с поэтом Робертом Рождественским и его семьей, с партнером по сцене Евгением Леоновым.
Закадычным другом мужа был Юрий Никулин. Часто к нам в гости приезжал из Ленинграда Иннокентий Смоктуновский, которого Женя просто обожал. Он мечтал о сыне и хотел назвать его Иннокентием в честь любимого друга и артиста».
В 1960-х гг. настал звездный час Дзидры Ритенберг: она выступала на сцене Московского театра им. К. Станиславского вместе с мужем, снималась в кино, получая одну за другой главные роли в фильмах «Гроза над полями», «Эхо», «Твое счастье», «Под одной крышей».
Кинокарьера ее супруга тоже стремительно шла на взлет: после ролей в фильмах «Баллада о солдате», «Неотправленное письмо», «Чистое небо», «Большая руда», «Пядь земли» Евгений Урбанский превратился в одного из самых успешных, востребованных и популярных советских актеров.
А потом случилась беда, которая навсегда разделила жизнь латвийской актрисы на «до» и «после»: на съемках фильма «Директор» в Азии Евгений Урбанский решил самостоятельно выполнить трюк на «газике», машина перевернулась и актер погиб.
Дзидре сразу не осмелились сообщить об этом, ведь на тот момент она ждала ребенка. Через три месяца она родила дочь и в честь мужа назвала ее Евгенией.
Эта утрата сломала актрису. Через два года она вернулась из Москвы в Ригу, после чего ей пришлось сменить профессию. Дзидра рассказывала:
«Я приехала на родину… Самое грустное, что и в Риге я была никому не нужна. Я это сама точно знала. И в театрах уже появилось более молодое поколение.
Мое место как актрисы было занято моими бывшими сокурсницами. У меня было ощущение, что меня очень недружелюбно встречают в Риге. Ведь никому не нужна была новая «звезда».
Это означало, что каким-то актрисам пришлось бы с моим приходом потесниться… Я должна была отнять у кого-то из этих «звезд» роли, славу, успех… И я ушла в режиссуру…
Тогда была обида, сейчас она прошла… Я стала режиссером. Кстати, эта профессия меня очень изменила, я стала жестче, резче…»
Дзидра Ритенберг окончила режиссерское отделение Латвийской консерватории им. Я. Витола и начала снимать фильмы на Рижской киностудии.
Как актриса она появлялась на экранах лишь время от времени. Актриса больше никогда не выходила замуж, вела очень замкнутый образ жизни, редко появлялась на людях и до конца дней не снимала со стены портрет своего единственного мужа.
Дзидра Ритенберг ушла из жизни в возрасте 74 лет в 2003 году. Для многих ее уход остался незамеченным – на экранах блистали уже совсем другие героини, и о многих звездах 60-х гг. все давно забыли…