«Слава Зайцев был отодвинут, а его место прочно занял Карден». Вспоминая Майю Плисецкую

Литератор и публицист Сергей Николаéвич поделился своими воспоминаниями о встречах и общении с великой балериной.

Цветы в хрустале

Конечно, это был театр одной Актрисы. Но в исполнении Плисецкой этот театр никогда не становился рутиной. Она жила его мгновениями.

Будто снова ощущала себя на сцене Большого под тропическим цунами из гвоздик и роз, летящих на нее откуда-то с колосников. Это было так прекрасно и… так мимолетно.

Муза и ее Карден

Зато сохранились в большом количестве вазы. Чешский хрусталь 60-х годов, который сейчас можно найти в любой московской комиссионке.

В дни ее премьер и юбилеев эти вазы стояли на столе в гостиной и на полу, заполненные до отказа цветами, будто на Центральном рынке. Она за ними трогательно ухаживала, сама меняла воду, подрезала стебли.

И каждый раз у нее наготове была любимая притча в качестве ответа на вопросы о ее рекордном творческом долголетии.

«Так сложилось, что всю жизнь мне дарят цветы. Я их очень люблю и стараюсь, чтобы ни один цветок не завял раньше срока. Но рано или поздно все они осыпаются, вянут, сохнут.

И только какая-нибудь одна-единственная роза продолжает пламенеть как ни в чем не бывало. Что это? Ошибка природы?

Исключение из правила? Феномен? Называйте как хотите. Но такие экземпляры встречаются не только среди цветов…»

Бурные аплодисменты. Скромно потупленный взор в сочетании с лукавой, игривой улыбкой. Видите, как элегантно я вышла из положения.

Выбор дивы

Ну и конечно, Pierre Cardin! Как без него? Ее любимый кутюрье, друг всей жизни, модный гуру. В квартире-музее на Тверской его платьям и костюмам посвящено специальное почетное место.

Во всех мемуарах и Карден, и ММ рассказывали, что познакомились они на гастролях во Франции после «Кармен-сюиты». Карден зашел ее поздравить за кулисы.

Читайте также  «Выхожу замуж»: Кристина Асмус в свадебном платье

И с этого началась их дружба. Доподлинно известно, что свел их вместе покойный Слава Зайцев, которого Майя первоначально позвала делать костюмы для «Анны Карениной».

Не знаю, когда и при каких обстоятельствах, но Слава был отодвинут, а его место прочно занял Карден. Когда спустя много лет Зайцев рассказывал мне об этом эпизоде, его голос дрожал как у школьника, которому поставили неуд.

Тогда он в один миг лишился своей любимой богини и своего французского полубога. Карденовские костюмы для «Анны Карениной» теперь тоже выставлены в экспозиции музея-квартиры.

Есть там и наряды ММ для жизни. К тому времени Карден из актуальных модельеров-новаторов плавно перекочевал в разряд отставных генералов-классиков.

Но Плисецкой было все равно, кто что там считает или говорит. Она была верна своему Пьеру. Его платья, туники, пальто, шляпы стали формулой ее стиля.

Именно Карден сотворил образ Великой Дивы, которой до того никогда не было ни в нашем кино, ни на отечественных подмостках.

Строгая геометрия безупречных линий, идеальная посадка плеч и длина рукава. Чистые, звонкие цветные аккорды – изумрудно-зеленый, пурпур, цвет кардинальской мантии, алый, лимонный…

Не помню случая, чтобы Майя осталась незамеченной, даже когда надевала самый скромный черный наряд от Cardin. Это был Haute Couture в своем высшем и подлинном воплощении.

Какие-то из карденовских платьев остались у нее в Мюнхене. Что-то из них она успела еще при жизни передать Театральному музею им. А. А. Бахрушина. Сейчас они все вернулись в дом своей хозяйки, чтобы стать главными выставочными экспонатами.

Источник