Он пришёл в театр и честно рассказал, что образование у него – три класса, что в данный момент он, по сути, – инвалид

Присягу дивизия приняла только 18 августа, а 30 августа участвовала в наступлении под Ельней Михаил Пуговкин попал в окружение, едва не оказался в плену, но вышел к своим…

Бац, бац, и в точку!

В раннем детстве Михаил Пуговкин сказал очень удивил маму, сказав ей, что обязательно будет артистом. «Минька, ну куда с твоей круглой, как тарелка, физиономией и носом картошкой – да в артисты!

Люди же со смеху умрут. Ну, разве что в скоморохи». Смышлёный мальчик, понимая, что брякнул лишнее, маму успокоил: он будет артистом только в своей деревне.

Лет через десять режиссёр Григорий Рошаль сказал, что у него не лицо, а целая кинобудка. Но вопреки всему, он снялся более, чем в сотне картин, сыграл в двадцати спектаклях разных театров.

Главных ролей в кино у него почти не было, но вся Страна Советов знала и цитировала сыгранных им персонажей – Яшку-артиллериста, кинорежиссёра Якина, отца Фёдора и других.

Главной жизненной опорой для этого выходца из сельской глубинки были русский авось, но сама судьба, но жаловала прекрасного актёра Михаила Пуговкина.

Детство

Родился Михаил Пуговкин, как это часто бывало в крестьянских семьях, в поле под телегой 13 июля 1923 года в деревне Рамешки в двухстах верстах от Костромы.

Миша в семье был третьим и самым любимым сыном. Жили бедно, родители были малограмотными, дети получили самое начальное образование, и едва умели читать и писать.

И прожил бы Минька свой век в деревне, пиликал бы на гармошке на свадьбах, плясал бы цыганочку с выходом, веселил бы односельчан в клубе.

Михаилу было 15, когда серьёзно заболела мать. Медпункта в деревне не было, изредка наезжал фельдшер из райцентра, за лекарствами нужно было ездить аж в Кострому.

Чтобы спасти мать, семья решила ехать в Москву. В столице Михаил устроился на завод учеником электрика. В город ему ехать не очень хотелось – он быль сельским жителем, и в деревне ему нравилось.

Как ученику ему поручали самую грязную и тяжёлую работу – он долбил заводские стенки, чтобы делать проводку. Платили, впрочем, хорошо, квалификацию электрика он получил, мама начала поправляться, и всё более или менее наладилось.

Московский драматический театр

Во время «перекуров» почти все Мишины коллеги сидели за проходной, курили махорку, резались в карты, после смены шли в пивнушку, а потом дрались «до кровянки» с парнями с соседнего завода, волочились за заводскими девчонками, а молодой рабочий Пуговкин бежал в клуб им. Каляева в театральную студию, которой руководил артист Государственного народного театра, будущий народный артист Александр Шатов.

На репетиции и спектакли студии приходили режиссёры профессиональных московских театров – так они подыскивали актёров-статистов.

Однажды Пуговкина увидел Фёдор Каверин, создавший за пару лет до этого Московский драматический театр. 16-летний артист Каверину понравился, и он предложил Пуговкину постоянную работу во вспомогательном составе своего театра.

Пуговкин решил, что это судьба, ушёл с хорошей заводской зарплаты на театральные гроши – душа того требовала.

Война

Ролей у Пуговкина было не так уж много, но работал он очень ярко, и кинорежиссёры не могли не обратить на него внимания.

В 1940 году Сергей Юткевич позвал Пуговкина на крошечный эпизод в фильм «Яков Свердлов», на следующий год Рошаль – в «Дело Артамоновых».

В обоих фильмах места в титрах Пуговкину не нашлось. Эпизод с участием Пуговкина Рошаль снимал 22 июня 1941 года.

Читайте также  Печальная история Леры Кудрявцевой: ей удалось выбраться одной, с сыном на руках

Отработал актёр прекрасно, и уже грезил о большом успехе, но тут им сказали, что выступил Молотов и объявил о нападении Германии.

Возраст Пуговкина был самый что ни на есть, призывной, но в армии до этого он не служил, военной специальности не имел, и его не мобилизовали, а отец и оба брата ушли на фронт, и с войны не вернулись.

Получив в военкомате отказ, Михаил записался добровольцем в народное ополчение. Дивизии формировались по районам, Михаил был прописан в Дзержинском районе, и потому попал в 6-ю дивизию.

В начале июля дивизию перебросили на строительство Можайской линии обороны, а вскоре они оказались в зоне боевых действий.

Присягу дивизия приняла только 18 августа, а 30 августа участвовала в наступлении под Ельней Пуговкин попал в окружение, едва не оказался в плену, но вышел к своим.

Ранение

Окруженцев в то время было много, вышел из окружения Пуговкин вместе тремя сотнями бойцов, которые подтвердили, что вёл он себя достойно, проверка в особом отделе много времени не заняла, и его снова отправили на фронт в Действующую армию.

В 1942 году Пуговкин служил в полковой разведке 353-й стрелковой дивизии, воевавшей на Южном фронте. При обороне Ворошиловграда он получил тяжёлое осколочное ранение в ногу.

В госпитале хирурги вынесли приговор: немедленная ампутация, иначе рядовой Пуговкин просто умрёт. Пуговкин взмолился: лучше я умру, ведь без ноги ему, актёру, жить незачем. Или ногу сохраните, или я руки на себя наложу. Звёзды ему благоволили, и доктора ногу спасли.

Почти год Пуговкин скитался по госпиталям, но полностью так и не восстановился. Ему шёл 21-й год, его комиссовали по ранению, и с войны он вернулся зрелым человеком, готовым на всё, чтобы стать настоящим актёром.

Пуговкина приняли в единственный работающий в Москве театр – тот самый драматический, где он начинал свою профессиональную карьеру. На репетиции и спектакли он ходил на костылях.

В театре у него были небольшие роли, и он понимал, что для того, чтобы двигаться дальше, нужно учиться.

Он пришёл в театр-студию МХАТ, и честно рассказал великому Ивану Москвину, что образование у него – три класса, что в данный момент он, по сути, – инвалид, и его допустили до вступительных экзаменов.

Когда Пуговкин прочитал стихи Пушкина и басню, вся приёмная комиссия хохотала, и Михаил решил, что он провалился, и, конечно, вспомнил мамины слова про скомороха, и хотел было уходить, но тут вышел Москвин, и сказал, что берёт Пуговкина в свою студию.

И тут возникла загвоздка: у Пуговкина не было школьного аттестата, и Москвин пошёл на хитрость: в Наркомате образования он рассказал, что Пуговкин потерял свой аттестат в боях с врагом, высокое начальство сделало вид, что поверило, и разрешило зачислить Пуговкина в студию.

«Свадьба»

В 1943 году в Москве режиссёр Исидор Анненский снимал фильм «Свадьба». Только советский кинематограф мог на протяжении всего своего существования снимать в одном фильме такое количество звёзд: в картине играли Вера Марецкая, Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Михаил Яншин.

Пуговкина позвали сыграть в крошечном эпизоде танцующего гостя со смешным чубом. И молодой актёр сплясал так, что сцена стала одной из самых знаменитых в советском кино.

Но даже Анненский не знал, что Пуговкин, выделывавший, как «какой-нибудь Спиноза» виртуозные коленца, почти не мог ходить.

В перерывах между съёмками, забравшись в какой-нибудь укромный уголок, чтобы никто ни дай бег, не увидел, он выливал из сапога кровь.

Читайте также  Так вот кого могут освободить от уплаты коммунальных услуг!

Сам Пуговкин часто вспоминал, что для него эпизод в «Свадьбе» стал настоящим боевым крещением – с этого и началась его настоящая актёрская судьба.

Первая жена и дочь Лена

Пуговкин ходил на лекции в МХАТовскую школу-студию, старался ничего не пропускать, но учиться с трёхклассным образованием в ВУЗе было не просто.

Учиться стало ещё труднее, когда Михаил влюбился в скромную красавицу однокурсницу по имени Надежда по фамилии Надеждина – он попросту забросил учёбу.

Да и как иначе – ведь Надежда предпочла этого неотёсанного полуграмотного деревенского парня московскому аристократу Алексею Баталову.

Они поженились, вскоре родилась дочка Лена. Но счастье было недолгим – молодые были слишком заняты своей профессией. Надя вскоре уехала в Омский театр, а Михаил остался в Москве. Тогда он уже решил, что отдаст всего себя кино.

Отчисление из ВУЗа

Диплома о высшем актёрском образовании Пуговкин так и не получил, хотя с актёрским мастерством у него всё было в порядке.

Но любовь и отсутствие системного образования сыграли с ним злую шутку – он не сдал зачётов по общеобразовательным предметам.

Из школы-студии его, несмотря на заступничество Москвина, выгнали – разве может быть советским артистом человек, не знающий истории марксизма? Тогда он решил для себя, что нужно заниматься самообразованием.

После отчисления Пуговкина направили в танковое училище, а там его назначили заведовать художественной самодеятельностью. Через год он вернулся в Москву в родной театр.

Но главной его мечтой оставалось кино. Его приняли в актёрский штат киностудии «Мосфильм», где он проработал 18 лет. Пуговкин снялся во множестве ярких эпизодов, порой даже не попадая в титры.

В фильме Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» Пуговкин сыграл авиамеханика по фамилии … Пуговкин.

Играл Пуговкин роли второго плана, и, частенько именно его персонажи, а не главные герои, становились настоящим украшением картины, а его, Пуговкина сделали кумиром зрителей.

Не сыграв в кино ни одной главной роли, в 1965 году Пуговкин получил звание заслуженного артиста, а через 12 лет стал Народным артистом РСФСР.

«Свадьба в Малиновке»

Перед съёмками «Свадьбы в Малиновке» ассистент режиссёра по актёрам Марина Полынова забыла позвонить Пуговкину, утверждённому на роль Якова Александровича Бойко, известного всему Советскому Союзу, под прозвищем Яшка-артиллерист, и когда пришло время давать команду «Мотор», Пуговкина на площадке не оказалось.

В своё оправдание Полынова сообщила съёмочной группе, что Пуговкин сниматься не будет. Но режиссёр Андрей Тутышкин, не представлявший никого, кроме Пуговкина в этой роли, сам его разыскал.

Пуговкин приехал, и всё время, пока шли съёмки, каждый день развлекал съёмочную группу. Потом ещё долго по стране гуляла присказка: «У каждой киногруппы должен быть свой Пуговкин».

Зритель его обожал, он спокойно не мог пройти по улице, но сам Пуговкин очень переживал из-за отсутствия больших главных ролей, и по-хорошему завидовал Вячеславу Тихонову, которому в «17-ти мгновениях весны» так долго удавалось молчать в кадре.

«12 стульев»

Пуговкин много раз говорил, что свои лучшие роли он сыграл в картинах Леонида Гайдая, с которым давно дружил – таких набралось шесть.

Единственной ролью в его комедиях, ставшей для Пуговкина трудным выбором, был отец Фёдор в «12-ти стульях». Пуговкин родился и до 15-ти лет прожил в деревне, а там отношения к служителям культа особое.

Тут же ему нужно было играть ушлого, корыстного и жадного попика, торговавшего, по словам Остапа Бендера, опиумом для народа.

Пуговкин долго размышлял и мучился, советовался с мамой, и, в конце концов, согласился, ведь ни у Ильфа и Петрова, ни у Гайдая ничего против самой веры не было.

Читайте также  Первая старше на 6 лет, вторая на 14: Как выглядят и чем занимаются жены певца Шамана

Брак с Александрой Лукьянченко

В 1959 году на гастролях Пуговкин встретил эстрадную певицу красавицу и умницу Александру Лукьянченко. Ради неё он развелся с Надеждиной, с которой прожил 12 лет, а Александра ради Пуговкина ушла от мужа и оставила сцену, став домохозяйкой.

В отличие от многих артистов, которым дети, а, тем более, внуки, мешали готовиться к роли, Пуговкин с радостью обсуждал с приёмными дочками Наташей и Юлей свои новые работы, читал им тексты, и даже просил малышей «поработать» с ним – произнести текст за партнёра.

Дети его тоже обожали, и потому, наверное, Пуговкин был просто великолепен в детских фильмах, а режиссёр Александр Роу называл Пуговкина талисманом своих сказок – за семь лет Пуговкин снялся у Роу в четырёх картинах.

«Визит к Минотавру»

За Пуговкиным закрепились амплуа и репутация комика, но он переживал, что в нём видят только смешное, стремился к серьёзным ролям.

И вдруг режиссёр Эльдор Уразбаев пригласил его в пятисерийный телефильм «Визит к Минотавру» по одноимённому роману братьев Вайнеров.

Пуговкин сыграл обаятельного изготовителя воровских инструментов Степана Мельника. У него были золотые руки, стальной взгляд и гнилая философия – он же никого не грабил, не убивал, он всего лишь хороший слесарь, которому государство мало платит.

«Ах, водевиль, водевиль…»

В фильме «Ах, водевиль, водевиль…» Пуговкин был, что называется, на своём месте. Но этой картины и этой роли могло и не быть – в высоких инстанциях решили, что слишком уж герои «Водевиля» свободолюбивые и независимые.

И режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич попросил Пуговкина сходить с ним на поклон к первому заму председателя Госкино и директору «Мосфильма» Николаю Сизову.

Тот Пуговкина уважал и любил, отснятый материал ему понравился, и «Водевилю» дали «зелёный свет». Пуговкин постепенно превращался в серьёзного глубокого артиста с почти светскими манерами.

Коллеги по съёмкам вспоминали, что Пуговкин всегда был для них учителем и даже психологом, утешавшим и ободрявшим.

Чем больше Пуговкин снимался, тем больше зритель думал, что он в кино и в жизни – это одно и то же.

Такому восприятию актёра помимо полнометражных художественных картин способствовали киножурналы «Фитиль» и «Ералаш», которые показывали перед основным сеансом – Пуговкин снялся в десятке «Фитилей», где его героями были пьяницы и проходимцы, и в четырёх «Ералашах».

В середине 80-х Пуговкин перестал сниматься у Гайдая, считая, что он уже староват для веселья, но потом жалел об этом своём решении. В 1988 году Пуговкин стал Народным артистом СССР.

Уход и кино

В середине 70-х Пуговкин перешёл в штат киностудии им. Горького, а совсем из кино ушёл вместе с окончанием эпохи его страны в 1991 году.

После смерти Александры Пуговкин вместе с третьей женой Ириной уехал жить в Ялту, в 1997 году стал гражданином Украины, спустя два года получил орден «За заслуги».

Вместе они прожили 18 лет. В 1999 году Пуговкин и Ирина вернулись в Москву, и Пуговкин создал в Сокольниках киноцентр своего имени.

Михаилу Ивановичу было очень тяжело ходить – сказывалось давнее ранение и многочисленные болезни, но он выступал с концертами, рассказывал о своём детстве, юности, фронте, работе с многими режиссёрами и актёрами, и зал умирал от смеха.

Последние два года Пуговкин тяжело болел, и 25 июля 2008 года умер. Михаил Пуговкин получил много наград и званий, но всю свою жизнь к регалиям относился спокойно. Как-то он сказал, что награды за труды найдут тебя между делом, если дело достойное.

Источник