Как выкручивались при съемках советского кино, если не было нужного реквизита: 4 забавных случая

Порой в киностудии создаются целые миры. Или города. Или дома. Но часто средств для этого не хватает, и тогда в ход идет смекалка.

Расскажу несколько интересных историй о том, как конкретно в советском кино выходили из положения, имея планы, но не имея средств. «Так выпьем за то, чтоб наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!»

1. «Джентльмены удачи» 1971 г.

Режиссер Александр Серый с поистине народной сообразительностью снял поистине народную комедию. И самой интересной в этом плане, пожалуй, была цистерна, в которой герои бежали из «мест не столь отдаленных».

Вы, разумеется, помните веселую сценку «А говорил, что порожняком пойдет!». Как все понимают, в настоящем цементе перевозить актеров было нельзя.

По причинам самым понятным – иначе они потом напоминали бы одежду, показанную в кино: герои еще пытались ее песком и камнями почистить.

Заметим: не вся одежда почему-то не отмывалась… 🙂 Кадр из советской комедии с Евгением Леоновым, Савелием Крамаровым и Георгием Вициным

Но как можно было имитировать этот цемент – такой хороший, что он «не отмывается совсем»?

Комедию снимали под Самаркандом. Но сцену внутри цистерны пришлось дорабатывать на «Мосфильме», в том числе потому, что актеров после этого можно было, извините, отмыть.

И это не пустые слова: всем задействованным в сцене приходилось торчать потом под душем по 40 минут.

А создали цемент, точнее кино-цемент, из ингредиентов самых неожиданных в данном случае. Рецепт был таков:

♦ взять манку;
♦ добавить немного пuва;
♦ сдобрить хлебной закваской;

♦ влить луковую эссенцию;
♦ полученное как следует перемешать.

Ну, как рецептик? Сложно, правда? Не даром его готовили химики-профессионалы. Вам, наверное, интересно: как можно было купаться, отыгрывая дубль за дублем, в столь пахучей и тягучей субстанции?

Читайте также  Травля, нищета, болезнь и надежда на экстрасенсов: как сложилась жизнь участниц группы «Ранетки»

Исполнивший роль Василия Алибабаевича Раднэр Муратов потом смеялся, что «актеры такой народ – если роль хорошая, куда хочешь залезут».

2. «Собака на сене» 1977 г.

Как вы помните, в экранизации комедии Лопе де Веги Яном Фридом нам показывали самый настоящий графский замок, принадлежавший Диане де Бельфлор.

Антураж выглядел действительно графским… во всяком случае, если не особо приглядываться. 🙂 Кадр из советского фильма с Маргаритой Тереховой

Однако самым настоящим он был лишь снаружи: его снимали в Ливaдийском дворце в Кpыму. А вот «внутренности» его были доработаны на «Ленфильме».

Казалось бы, разве не проще было снять все сюжеты в этом дворце, коли уж его нашли?

Но создать на киностудии замок-декорацию было гораздо дешевле, чем везти весь актерский состав вместе с гримерами и др. на «натуру».

В итоге к делу подключили:
♦ декораторов, склеивших помещения дворца из картона и прочих подсобных материалов;

♦ ретушеров, сумевших нужным образом затемнить и разукрасить декоративный замок так, чтоб он соответствовал сценам.

Не зря исполнительница роли графини – Маргарита Терехова – высказалась потом, что «»Ленфильм» – великое место, где из ничего могут сделать всё».

3. «Обыкновенное чудо» 1978 г.

Когда Марк Захаров экранизировал Евгения Шварца, он хотел для главного героя, заварившего всю сюжетную кашу, создать оригинальный дом: башню с часами.

Но в реальности он такого дома не нашел. Да и снимать было спланировано сугубо в павильоне. Поэтому дом Волшебника сотворили работники съемочной группы. И творили он его из деталей самых неожиданных, найденных… на развалах и даже пoмoйках.

В итоге «из миража, из ничего, из сумасбродства моего» получился дом не просто приличный, но интересный и с интригой. В нем, как говорили сами работники съемочной группы, хотелось жить.

Дом подлинного Волшебника: с элементами странными и экзотичными. Ну, часы-наоборот еще ладно. А вот кто нарисован в непонятной позе на картине слева от часов?.. В галерее – кадры из советского фильма с Олегом Янковским

4. «Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г.

Георгию Юнгвальду-Хилькевичу с коллегами тоже пришлось потрудиться, создавая дворцы и проч. чуть ли не в духе восточных джиннов.

Читайте также  Стал звездой сериалов, встречался с Аленой Коломиной: как сложилась карьера и личная жизнь Кирилла Кузнецова

Например, реквизит для Марлезонского балета и украшения его гостей частично мастерили вручную, как и главный артефакт фильма: подвески королевы.

Этот исторический раритет режиссер… сделал собственными руками. Практически в духе «оч. умелых ручек».

Он накупил на легендарном «Привозе» самой дешевой блестящей бижутерии и добавил ей «дорогого лоска» за счет… фольги обыкновенной.

«Привоз», несмотря на легендарность, все же был рынком. Даже базаром. Поэтому оставалось только аплодировать Юнгвальду-Хилькевичу за то, что он умудрился настолько дорогими на вид сделать подвески королевы, по факту купленные на том базаре.

Точно такой же «натуральной» выглядела шпага Д’Артаньяна, хотя ее спаяли из самой простой настольной лампы. Впрочем, к чести лампы надо сказать, что она была антикварная.

Такой антикварный «эфес о ладонь согреешь» воленс-ноленс… 🙂 Кадр из советского фильма с Михаилом Боярским

Источник