Наталья Гундарева — легенда театра и кино, актриса театра им. Вл. Маяковского, народная артистка, любимая миллионами.
За годы творческой каръеры эта яркая, колоритная женщина успела представить на экране и на сцене галерею незабываемых образов — среди них и жительницы села, и представительницы высшего света.
Она не была красавицей в классическом понимании. Рыжая, вся в веснушках, полненькая, но мужчины буквально сходили от нее с ума. Была в ней какая-то чарующая женственность и обезоруживающая непосредственность.
Однако, несмотря на внимание со стороны противоположного пола, Наталья всю жизнь искала свою настоящую любовь, зачастую, к сожалению, размениваясь на влюбленность и мимолетную привязанность, но сражала наповал.
Роковая женщина, сильная личность, разлучница и невероятно одарённая артистка со сложным характером. Всё это — Наталья Гундарева. Её любили, её ненавидели, но мало кто знал, что ей довелось пережить – она не хотела казаться сломленной.
Актрису Гундареву не забыть. Видела ее в кино и в театре. Это столько темперамента, такое жизнелюбие, талант и красота.
Как она смеялась, как естественно и задорно жила на сцене. Печально, что так рано ушла — в 56 лет. Место ее пустует, никто её так и не заменил.
«Думаю, инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а существовала в режиме безумной гонки.
Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше — нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок», — рассказывала актриса.
«Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма…
Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства». Я полностью согласна с Натальей. Даже больше – уже не кажется.
«Когда они начали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне, была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей в этом театре. Она быстро увела оттуда Доронину».
Актриса Наталья Гундарева запомнилась аудитории яркими и сентиментальными образами. Некоторые зрители, увидев ее в кино, считали не актрисой, а просто девушкой из народа.
Однако в реальности Гундарева была жестким, агрессивным и амбициозным человеком. Только придя после ВУЗа в Театр имени Маяковского, молодая актриса вступила в конфликт с примой театра Татьяной Дорониной, которой в итоге дошел до драки.
«Когда они начали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне, была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей в этом театре.
Она быстро увела оттуда Доронину», — рассказывала в передаче «Далекие близкие» актриса Татьяна Васильева.
Жесткий и буйный характер Гундаревой в полной мере отразился на ее личной жизни. Anews вспоминает о наполненном тяжелыми и драматичными моментами пути актрисы.
«Мы не понимали, что теряем»
В 1973-м 24-летняя актриса снималась в телеспектакле «Обрыв» и познакомилась с режиссером Леонидом Хейфецем. Отношения у пары вспыхнули стремительно. Мужчина уже был женат, но его не остановило ни это, ни уговоры друзей и близких.
Мать Леонида Хейфеца так и не приняла его новые отношения. «Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной семьи.
Ее мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, все было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой. Из-за нее Леня развелся».
Поначалу брак развивался хорошо, новоиспеченная семья получила квартиру, у Натальи наметился карьерный взлет. Впрочем, карьерный взлет, по словам Хейфеца, стал и началом проблем: «Я провожал жену то на съемки, то на гастроли.
И тут Наташа забеременела. Заявила категорически: „Ленечка, сейчас я не хочу ребенка. У меня нет времени им заниматься.
Когда-нибудь потом“. Я не стал возражать, не хотел мешать карьере жены. Позже это решение нам обоим принесло боль и страдания».
Аборт аукнулся Гундаревой позже — но даже в краткосрочной перспективе решение сосредоточиться на карьере семейному союзу не помогло.
В 1979 году супруги развелись — оба отмечали, что именно рабочие будни свели чувства на нет. «Мы не понимали, что теряем, оба виновны в распаде семьи», — говорил Хейфец.
«Столько лет прошло, а мне до сих пор больно»
Вскоре после развода Гундарева вновь вышла замуж — на сей раз ее избранником стал актер Виктор Корешков, партнер по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда».
По «доброй» традиции, ее новый избранник тоже был женат — еще в студенческие годы сочетался браком с Натальей Хорохориной.
«Театр Маяковского поехал на гастроли в тогдашний Ленинград, и там все произошло», — рассказывала Хорохорина в передаче «Судьба человека».
С гастролей супруг вернулся, уже приняв решение разводиться. Он даже поторапливал Хорохорину с разводом, объявив, что Гундарева ждет от него ребенка:
«Это, конечно, было неправдой. В какой-то момент я набрала ее номер телефона. Она сняла трубку… И представляете, Москва, огромное количество людей, она берет трубку, я молчу, а она мне говорит: “Наташа”.
Я опять молчу, она произносит: “Дышите глубже”. Она переживала, она понимала, что сотворила. Весь театр от Корешкова отвернулся.
Наташа натворила много бед. Он ей был не нужен. Мы расстались, и наша жизнь была сломана. Столько лет прошло, столько десятилетий, а мне до сих пор больно. Больше мы не виделись, нигде не пересекались».
Впрочем, другие респонденты комментировали ситуацию иначе. Корешкова называли легкомысленным человеком, едва ли не альфонсом, который просто решил урвать часть славы от романа со звездой.
Другие говорили, что и Корешков, и Гундарева просто поддались эмоциям, вообще не представляя, как будут жить вместе. Их брак продлился всего два года.
Третьего мужа увела без драмы
После второго развода (а на самом деле, и до него) Наталья начала встречаться с молодым актером Сергеем Насибовым. По словам мужчины, он больше общался с Корешковым и как-то гладко заменил его в этих разваливающихся отношениях.
Насибов тоже был женат — на однокурснице Екатерине Дуровой. Но, хотя девушка родила от него, этот разрыв прошел без особенных страстей.
«Я, в 19 лет, родила. Забеременев, никакой трагедии в этом не увидела. Мне даже было все равно, поженимся мы с Сережей или нет. Главное, что у нас будет ребенок.
Наш студенческий брак с Насибовым закончился быстро. Я не тешила себя иллюзиями, что муж-красавчик, к тому же восходящая звезда, будет рядом всегда», — признавалась Екатерина «Экспресс-газете». А уж то, что Сергей ушел к Гундаревой, и вовсе снимает для Дуровой все вопросы:
«Разве можно было устоять перед такой королевой, как Наталья Георгиевна? Она с Сережей в одном театре работала.
Божественная актриса обратила на него свой взор, и он не устоял. Какие у меня могут быть претензии к Насибову? Будь я парнем, на его месте я бы сдохла от счастья!»
По словам коллеги Гундаревой Станислава Садальского, по-настоящему счастлива она была именно с Сергеем: «А еще призналась, что лучше мужика у нее в жизни не было. Мол, бог, король в постели…»
При этом Насибов и Гундарева брак не заключали и провели вместе всего три года. Мужчина говорил, что их отношения изначально носили печать безысходности — слишком они были похожи, два помешанных на творчестве человека:
«Она была стопроцентной актрисой, а нормальную жизнь скорее имитировала. Даже когда говорила “хочу от тебя детей”, делала это для проформы. Иногда я ее спрашивал: “А ты готова ради детей хотя бы на время оставить театр?” Она отвечала: “Нет”».
«Может, я так и останусь незаполненным сосудом»
Чтобы ни говорила Гундарева о Насибове, главные отношения в своей жизни она нашла на рубеже 40-летия, в 1986 году. Счастье оказалось под боком — побывав еще в двух романах, актриса обратила внимание на Михаила Филиппова, с которым всю карьеру провела бок о бок в одном театре.
По-новому раскрыть друг друга коллегам позволили летние гастроли и откровенный разговор в расслабленной обстановке.
«Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!» — писал Филиппов в мемуарах.
Гундарева же отмечала, что впервые влюбилась не поверхностно, а с глубоким пониманием личности человека: «Мы в театре так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…»
С Михаилом Филипповым Наталья прожила в браке 19 лет, до своей смерти в 2005-м. Единственным обстоятельством, омрачившим этот союз, стало то, что актриса так и не смогла родить.
То, что Гундарева испытывала проблемы со здоровьем после тяжелого аборта в браке с Хейфецем, никем не отрицается. Однако отношение актрисы к этому вопросы оценивается неоднозначно.
Кто-то, как Хейфец, считает, что Гундарева очень страдала. Кто-то говорит, что актриса всегда сознавала для себя приоритетность профессии и принимала неизбежные жертвы.
В одном из поздних интервью актриса сказала: «Может быть, я так и останусь незаполненным сосудом. Значит, такова моя судьба. Но я все равно хочу наполниться чем-то».
Что имела в виду Наталья Гундарева — детей, профессию или упомянутую Насибовым «нормальную жизнь» — так и осталось тайной.