Нам пишет Агрита Гринвалде из рижского Музея моды. Наперегонки с судьбой. В своей автобиографии Диор пишет, что существуют два Кристиана Диора.
Стеснительный, скромный нормандец охотно работает в саду и тщательно готовит рождественские подарки для своих сотрудников, а суровый перфекционист и знаменитый кутюрье указывает на недостатки в создаваемых нарядах с помощью специальной трости с золотым наконечником.
Но никто, кроме Пьера Перротино, верного друга, шофера и бывшего любовника, не знал, что у Диора еще в 1947 году случился сердечный приступ, а позже еще один.
Врач советовал ему отказаться от сладостей, жирных блюд и выпечки – от всего, что Диор так любил… А мадам Зенакер всегда следила за тем, чтобы Диор не поддавался гастрономическим соблазнам.
Прошло десять лет напряженной работы: сто тысяч проданных нарядов, километры вышивки, тысячи эскизов…
Некогда веселый участник карнавалов, шарад и веселых розыгрышей превратился в усталого и вечно неуверенного в себе хозяина империи моды.
Прислуга Диора носила белые перчатки, а поставщики продуктов должны были надевать специальные тапочки, чтобы не разбудить кутюрье, который спал на втором этаже.
Из представителя богемы он превратился в буржуа. Но судьба готовила ему очередной сюрприз. Они встретились 13 марта 1956 года. Жак Бенита, марокканец еврейского происхождения, 20-летний певец, недавно приехавший завоевывать сцены Парижа.
С момента знакомства они стали неразлучны. Жак никогда не использовал чувства Диора (в чем его подозревала госпожа Зенакер) – он и сам был влюблен и принимал Кристиана таким, какой он есть.
Когда в Северной Африке начались военные конфликты и Жак был вынужден уехать из Франции, Диор организовал прощальный ужин.
Первый раз в жизни он нарушил свои принципы абсолютной секретности, которые много лет соблюдал даже в компании друзей.
Тоскуя перед неизбежной разлукой, Кристиан за ужином держал Жака за руку. К счастью, через три недели тому удалось вернуться.
Постепенно Диор стал меньше работать – он привлекал помощников. В 1955 году его ассистентом стал молодой и очень талантливый Ив Сен-Лоран, которого два года спустя Диор назовет своим преемником.
Еще был многообещающий молодой дизайнер Марк Боан, который работал в лондонском филиале. Оба они впоследствии поочередно были главными дизайнерами Дома моды Диора.
«Теперь он должен одевать ангелов»
1957 год. У окна, с тоской глядя на витрину кондитерской на противоположной стороне улицы, невысокий корпулентный мужчина думает о своем доме с садом на юге Франции, об аромате согретых солнцем растений и о человеке, которого любит больше всего на свете…
Но нужно работать над новой коллекцией. Он возвращается к эскизам и кускам ткани, горой наваленным на столе, не подозревая, что эта коллекция станет для него последней.
В сентябре Диор решил поехать на курорт – отдохнуть и сбросить пару килограммов. Предсказательница отговаривала его от этой поездки, но на сей раз он ее не послушал.
Накануне перед отъездом Жак впервые позволил ему присутствовать на своем выступлении в кабаре.
«Когда я вернусь из Италии, – обещал восхищенный Диор по дороге домой – я помогу тебе сделать карьеру, тебе больше ни о чем не надо будет беспокоиться. Вот увидишь, ты станешь знаменитым!»
И Диор от счастья начал танцевать прямо посреди Елисейских Полей. На следующий день он сел на поезд и поехал в Италию.
Но ему не суждено было вернуться в Париж к Жаку. 24 октября Кристиан Диор умер от сердечного приступа, сидя в кресле на курорте Монтекатини.
Марсель Буссак предложил свой частный самолет, чтобы перевезти в Париж гроб с телом. Гроб оказался слишком большим для маленького самолета, и его пришлось поставить в вертикальном положении – как будто Диору и после смерти не суждено было отдохнуть.
На похоронах присутствовали тысячи людей, а цветов было так много, что мэрия Парижа позволила их выложить на площади Этуа́ль.
Кристиана Диора похоронили недалеко от дома, в котором он надеялся провести остаток жизни – Château de La Colle Noire в Монторо на юге Франции. Местный священник начал прощальную речь словами:
«Вы страдаете от горя, братья мои, но помните, что Бог призвал Диора к себе, ибо теперь он должен одевать ангелов!»
Случай в цветочном магазине
Однажды Диор с характерным для него перфекционизмом готовился к званому вечеру и довел до слез любимую флористку.
На следующий день, узнав о переживаниях женщины, Диор пришел к ней в салон, отодвинул в сторонку продавца и сам стал за прилавок, чтобы обслуживать клиентов – вину нужно было искупить.
«Скажу честно – все, что я знаю, вижу, слышу, становится платьями. Платья – это мои мечты, а я их приручаю, и они покидают страну грез и становятся одеждой, которую можно носить».