Присягу дивизия приняла только 18 августа, а 30 августа участвовала в наступлении под Ельней Михаил Пуговкин попал в окружение, едва не оказался в плену, но вышел к своим…
Бац, бац, и в точку!
В раннем детстве Михаил Пуговкин сказал очень удивил маму, сказав ей, что обязательно будет артистом. «Минька, ну куда с твоей круглой, как тарелка, физиономией и носом картошкой – да в артисты!
Люди же со смеху умрут. Ну, разве что в скоморохи». Смышлёный мальчик, понимая, что брякнул лишнее, маму успокоил: он будет артистом только в своей деревне.
Лет через десять режиссёр Григорий Рошаль сказал, что у него не лицо, а целая кинобудка. Но вопреки всему, он снялся более, чем в сотне картин, сыграл в двадцати спектаклях разных театров.
Главных ролей в кино у него почти не было, но вся Страна Советов знала и цитировала сыгранных им персонажей – Яшку-артиллериста, кинорежиссёра Якина, отца Фёдора и других.
Главной жизненной опорой для этого выходца из сельской глубинки были русский авось, но сама судьба, но жаловала прекрасного актёра Михаила Пуговкина.
Детство
Родился Михаил Пуговкин, как это часто бывало в крестьянских семьях, в поле под телегой 13 июля 1923 года в деревне Рамешки в двухстах верстах от Костромы.
Миша в семье был третьим и самым любимым сыном. Жили бедно, родители были малограмотными, дети получили самое начальное образование, и едва умели читать и писать.
И прожил бы Минька свой век в деревне, пиликал бы на гармошке на свадьбах, плясал бы цыганочку с выходом, веселил бы односельчан в клубе.
Михаилу было 15, когда серьёзно заболела мать. Медпункта в деревне не было, изредка наезжал фельдшер из райцентра, за лекарствами нужно было ездить аж в Кострому.
Чтобы спасти мать, семья решила ехать в Москву. В столице Михаил устроился на завод учеником электрика. В город ему ехать не очень хотелось – он быль сельским жителем, и в деревне ему нравилось.
Как ученику ему поручали самую грязную и тяжёлую работу – он долбил заводские стенки, чтобы делать проводку. Платили, впрочем, хорошо, квалификацию электрика он получил, мама начала поправляться, и всё более или менее наладилось.
Московский драматический театр
Во время «перекуров» почти все Мишины коллеги сидели за проходной, курили махорку, резались в карты, после смены шли в пивнушку, а потом дрались «до кровянки» с парнями с соседнего завода, волочились за заводскими девчонками, а молодой рабочий Пуговкин бежал в клуб им. Каляева в театральную студию, которой руководил артист Государственного народного театра, будущий народный артист Александр Шатов.
На репетиции и спектакли студии приходили режиссёры профессиональных московских театров – так они подыскивали актёров-статистов.
Однажды Пуговкина увидел Фёдор Каверин, создавший за пару лет до этого Московский драматический театр. 16-летний артист Каверину понравился, и он предложил Пуговкину постоянную работу во вспомогательном составе своего театра.
Пуговкин решил, что это судьба, ушёл с хорошей заводской зарплаты на театральные гроши – душа того требовала.
Война
Ролей у Пуговкина было не так уж много, но работал он очень ярко, и кинорежиссёры не могли не обратить на него внимания.
В 1940 году Сергей Юткевич позвал Пуговкина на крошечный эпизод в фильм «Яков Свердлов», на следующий год Рошаль – в «Дело Артамоновых».
В обоих фильмах места в титрах Пуговкину не нашлось. Эпизод с участием Пуговкина Рошаль снимал 22 июня 1941 года.
Отработал актёр прекрасно, и уже грезил о большом успехе, но тут им сказали, что выступил Молотов и объявил о нападении Германии.
Возраст Пуговкина был самый что ни на есть, призывной, но в армии до этого он не служил, военной специальности не имел, и его не мобилизовали, а отец и оба брата ушли на фронт, и с войны не вернулись.
Получив в военкомате отказ, Михаил записался добровольцем в народное ополчение. Дивизии формировались по районам, Михаил был прописан в Дзержинском районе, и потому попал в 6-ю дивизию.
В начале июля дивизию перебросили на строительство Можайской линии обороны, а вскоре они оказались в зоне боевых действий.
Присягу дивизия приняла только 18 августа, а 30 августа участвовала в наступлении под Ельней Пуговкин попал в окружение, едва не оказался в плену, но вышел к своим.
Ранение
Окруженцев в то время было много, вышел из окружения Пуговкин вместе тремя сотнями бойцов, которые подтвердили, что вёл он себя достойно, проверка в особом отделе много времени не заняла, и его снова отправили на фронт в Действующую армию.
В 1942 году Пуговкин служил в полковой разведке 353-й стрелковой дивизии, воевавшей на Южном фронте. При обороне Ворошиловграда он получил тяжёлое осколочное ранение в ногу.
В госпитале хирурги вынесли приговор: немедленная ампутация, иначе рядовой Пуговкин просто умрёт. Пуговкин взмолился: лучше я умру, ведь без ноги ему, актёру, жить незачем. Или ногу сохраните, или я руки на себя наложу. Звёзды ему благоволили, и доктора ногу спасли.
Почти год Пуговкин скитался по госпиталям, но полностью так и не восстановился. Ему шёл 21-й год, его комиссовали по ранению, и с войны он вернулся зрелым человеком, готовым на всё, чтобы стать настоящим актёром.
Пуговкина приняли в единственный работающий в Москве театр – тот самый драматический, где он начинал свою профессиональную карьеру. На репетиции и спектакли он ходил на костылях.
В театре у него были небольшие роли, и он понимал, что для того, чтобы двигаться дальше, нужно учиться.
Он пришёл в театр-студию МХАТ, и честно рассказал великому Ивану Москвину, что образование у него – три класса, что в данный момент он, по сути, – инвалид, и его допустили до вступительных экзаменов.
Когда Пуговкин прочитал стихи Пушкина и басню, вся приёмная комиссия хохотала, и Михаил решил, что он провалился, и, конечно, вспомнил мамины слова про скомороха, и хотел было уходить, но тут вышел Москвин, и сказал, что берёт Пуговкина в свою студию.
И тут возникла загвоздка: у Пуговкина не было школьного аттестата, и Москвин пошёл на хитрость: в Наркомате образования он рассказал, что Пуговкин потерял свой аттестат в боях с врагом, высокое начальство сделало вид, что поверило, и разрешило зачислить Пуговкина в студию.
«Свадьба»
В 1943 году в Москве режиссёр Исидор Анненский снимал фильм «Свадьба». Только советский кинематограф мог на протяжении всего своего существования снимать в одном фильме такое количество звёзд: в картине играли Вера Марецкая, Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Михаил Яншин.
Пуговкина позвали сыграть в крошечном эпизоде танцующего гостя со смешным чубом. И молодой актёр сплясал так, что сцена стала одной из самых знаменитых в советском кино.
Но даже Анненский не знал, что Пуговкин, выделывавший, как «какой-нибудь Спиноза» виртуозные коленца, почти не мог ходить.
В перерывах между съёмками, забравшись в какой-нибудь укромный уголок, чтобы никто ни дай бег, не увидел, он выливал из сапога кровь.
Сам Пуговкин часто вспоминал, что для него эпизод в «Свадьбе» стал настоящим боевым крещением – с этого и началась его настоящая актёрская судьба.
Первая жена и дочь Лена
Пуговкин ходил на лекции в МХАТовскую школу-студию, старался ничего не пропускать, но учиться с трёхклассным образованием в ВУЗе было не просто.
Учиться стало ещё труднее, когда Михаил влюбился в скромную красавицу однокурсницу по имени Надежда по фамилии Надеждина – он попросту забросил учёбу.
Да и как иначе – ведь Надежда предпочла этого неотёсанного полуграмотного деревенского парня московскому аристократу Алексею Баталову.
Они поженились, вскоре родилась дочка Лена. Но счастье было недолгим – молодые были слишком заняты своей профессией. Надя вскоре уехала в Омский театр, а Михаил остался в Москве. Тогда он уже решил, что отдаст всего себя кино.
Отчисление из ВУЗа
Диплома о высшем актёрском образовании Пуговкин так и не получил, хотя с актёрским мастерством у него всё было в порядке.
Но любовь и отсутствие системного образования сыграли с ним злую шутку – он не сдал зачётов по общеобразовательным предметам.
Из школы-студии его, несмотря на заступничество Москвина, выгнали – разве может быть советским артистом человек, не знающий истории марксизма? Тогда он решил для себя, что нужно заниматься самообразованием.
После отчисления Пуговкина направили в танковое училище, а там его назначили заведовать художественной самодеятельностью. Через год он вернулся в Москву в родной театр.
Но главной его мечтой оставалось кино. Его приняли в актёрский штат киностудии «Мосфильм», где он проработал 18 лет. Пуговкин снялся во множестве ярких эпизодов, порой даже не попадая в титры.
В фильме Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» Пуговкин сыграл авиамеханика по фамилии … Пуговкин.
Играл Пуговкин роли второго плана, и, частенько именно его персонажи, а не главные герои, становились настоящим украшением картины, а его, Пуговкина сделали кумиром зрителей.
Не сыграв в кино ни одной главной роли, в 1965 году Пуговкин получил звание заслуженного артиста, а через 12 лет стал Народным артистом РСФСР.
«Свадьба в Малиновке»
Перед съёмками «Свадьбы в Малиновке» ассистент режиссёра по актёрам Марина Полынова забыла позвонить Пуговкину, утверждённому на роль Якова Александровича Бойко, известного всему Советскому Союзу, под прозвищем Яшка-артиллерист, и когда пришло время давать команду «Мотор», Пуговкина на площадке не оказалось.
В своё оправдание Полынова сообщила съёмочной группе, что Пуговкин сниматься не будет. Но режиссёр Андрей Тутышкин, не представлявший никого, кроме Пуговкина в этой роли, сам его разыскал.
Пуговкин приехал, и всё время, пока шли съёмки, каждый день развлекал съёмочную группу. Потом ещё долго по стране гуляла присказка: «У каждой киногруппы должен быть свой Пуговкин».
Зритель его обожал, он спокойно не мог пройти по улице, но сам Пуговкин очень переживал из-за отсутствия больших главных ролей, и по-хорошему завидовал Вячеславу Тихонову, которому в «17-ти мгновениях весны» так долго удавалось молчать в кадре.
«12 стульев»
Пуговкин много раз говорил, что свои лучшие роли он сыграл в картинах Леонида Гайдая, с которым давно дружил – таких набралось шесть.
Единственной ролью в его комедиях, ставшей для Пуговкина трудным выбором, был отец Фёдор в «12-ти стульях». Пуговкин родился и до 15-ти лет прожил в деревне, а там отношения к служителям культа особое.
Тут же ему нужно было играть ушлого, корыстного и жадного попика, торговавшего, по словам Остапа Бендера, опиумом для народа.
Пуговкин долго размышлял и мучился, советовался с мамой, и, в конце концов, согласился, ведь ни у Ильфа и Петрова, ни у Гайдая ничего против самой веры не было.
Брак с Александрой Лукьянченко
В 1959 году на гастролях Пуговкин встретил эстрадную певицу красавицу и умницу Александру Лукьянченко. Ради неё он развелся с Надеждиной, с которой прожил 12 лет, а Александра ради Пуговкина ушла от мужа и оставила сцену, став домохозяйкой.
В отличие от многих артистов, которым дети, а, тем более, внуки, мешали готовиться к роли, Пуговкин с радостью обсуждал с приёмными дочками Наташей и Юлей свои новые работы, читал им тексты, и даже просил малышей «поработать» с ним – произнести текст за партнёра.
Дети его тоже обожали, и потому, наверное, Пуговкин был просто великолепен в детских фильмах, а режиссёр Александр Роу называл Пуговкина талисманом своих сказок – за семь лет Пуговкин снялся у Роу в четырёх картинах.
«Визит к Минотавру»
За Пуговкиным закрепились амплуа и репутация комика, но он переживал, что в нём видят только смешное, стремился к серьёзным ролям.
И вдруг режиссёр Эльдор Уразбаев пригласил его в пятисерийный телефильм «Визит к Минотавру» по одноимённому роману братьев Вайнеров.
Пуговкин сыграл обаятельного изготовителя воровских инструментов Степана Мельника. У него были золотые руки, стальной взгляд и гнилая философия – он же никого не грабил, не убивал, он всего лишь хороший слесарь, которому государство мало платит.
«Ах, водевиль, водевиль…»
В фильме «Ах, водевиль, водевиль…» Пуговкин был, что называется, на своём месте. Но этой картины и этой роли могло и не быть – в высоких инстанциях решили, что слишком уж герои «Водевиля» свободолюбивые и независимые.
И режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич попросил Пуговкина сходить с ним на поклон к первому заму председателя Госкино и директору «Мосфильма» Николаю Сизову.
Тот Пуговкина уважал и любил, отснятый материал ему понравился, и «Водевилю» дали «зелёный свет». Пуговкин постепенно превращался в серьёзного глубокого артиста с почти светскими манерами.
Коллеги по съёмкам вспоминали, что Пуговкин всегда был для них учителем и даже психологом, утешавшим и ободрявшим.
Чем больше Пуговкин снимался, тем больше зритель думал, что он в кино и в жизни – это одно и то же.
Такому восприятию актёра помимо полнометражных художественных картин способствовали киножурналы «Фитиль» и «Ералаш», которые показывали перед основным сеансом – Пуговкин снялся в десятке «Фитилей», где его героями были пьяницы и проходимцы, и в четырёх «Ералашах».
В середине 80-х Пуговкин перестал сниматься у Гайдая, считая, что он уже староват для веселья, но потом жалел об этом своём решении. В 1988 году Пуговкин стал Народным артистом СССР.
Уход и кино
В середине 70-х Пуговкин перешёл в штат киностудии им. Горького, а совсем из кино ушёл вместе с окончанием эпохи его страны в 1991 году.
После смерти Александры Пуговкин вместе с третьей женой Ириной уехал жить в Ялту, в 1997 году стал гражданином Украины, спустя два года получил орден «За заслуги».
Вместе они прожили 18 лет. В 1999 году Пуговкин и Ирина вернулись в Москву, и Пуговкин создал в Сокольниках киноцентр своего имени.
Михаилу Ивановичу было очень тяжело ходить – сказывалось давнее ранение и многочисленные болезни, но он выступал с концертами, рассказывал о своём детстве, юности, фронте, работе с многими режиссёрами и актёрами, и зал умирал от смеха.
Последние два года Пуговкин тяжело болел, и 25 июля 2008 года умер. Михаил Пуговкин получил много наград и званий, но всю свою жизнь к регалиям относился спокойно. Как-то он сказал, что награды за труды найдут тебя между делом, если дело достойное.