Мы знаем о том, что молитва — это обращение нашего сердца к Небесному Отцу. Но ведь для того, чтобы к кому-то обратиться, мы должны облечь свои мысли в слова, не так ли?
Однако иногда у нас возникают чувства и эмоции, которые невозможно описать, невозможно охарактеризовать словесно.
То же касается и наших молитв — порой нам очень хочется обратиться к Богу не словами, но душой, посредством некоего внутреннего, бессловесного позыва.
Но допустимо ли молиться таким образом? И можно ли нечто подобное вообще назвать «молитвой»?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Как-то раз в редакцию одного Православного журнала поступило следующее письмо:
«Здравствуйте! Вероятно, точный ответ на мой вопрос может дать только Сам Господь, но мне очень хочется услышать мнение священнослужителя.
Иногда я впадаю в такое состояние, когда всем своим сердцем, всем своим естеством взываю к Богу. При этом никаких мыслей и слов у меня в голове нет.
Такое случается и в те моменты, когда мне хочется поблагодарить Господа, и в минуты раскаяния. Однако при вознесении канонических молитв подобные чувства на меня не снисходят.
Воспринимает ли Небесный Отец подобные бессловесные обращения? Или же всё это — происки нечистого, пытающегося отучить меня молиться традиционным способом? Заранее благодарю за ответ. С уважением, Михаил».
Ответил на этот письмо протоиерей Андрей Ефанов:
«Здравствуйте, Михаил! Давайте обратимся, прежде всего, к аскетическим литературным источникам, — они содержат в себе упоминания о так называемых «бессловесных молитвах», дающихся верующим людям на определённом этапе их христианского молитвенного пути.
Но, как правило, способность молиться таким образом приобретается, когда мы привыкаем молиться непрестанно, однако вполне возможно и другое — когда Небесный Отец наполняет наши сердца благодатью, способность облекать мысли в слова утрачивается, но при этом мы всё ещё пребываем в благоговейном молитвенном состоянии.
Нам ведь и с некоторыми людьми порой достаточно просто побыть рядом — острой нужды в словах нет, да и разговаривать, в общем-то, не хочется, но при этом мы ощущаем глубокое внутреннее единение и радость от того, что мы сейчас вместе.
Если же говорить именно о Вашей ситуации, ты Вы очень верно подметили момент бесовской опасности — возможно, это действительно искушение, посланное лукавым.
Я рекомендую Вам пообщаться на этот счёт с батюшкой, который Вас исповедует — при личном общении такой момент выяснить будет куда проще, нежели чем при чтении электронного письма.
Но, опять же, повторюсь — бессловесные молитвы существуют. Это — факт. Но существуют и искушения, и соблазны — и это тоже факт. И от них Православному христианину никуда не деться.
Меня несколько насторожил иной момент — Вы упомянули о том, что в минуты словесных молитв Вы не ощущаете «подобных чувств».
Безусловно, утренние и вечерние молитвенные правила — это не те редкие обращения, в моменты которых на нас снисходит подлинная благодать. Для многих из нас они, скорее, стали рутинными.
Однако мы всё равно не должны бездумно и равнодушно их вычитывать. Любая молитва — это живой диалог с Небесным Отцом, а потому и воспринимать её мы должны соответствующим образом.
Старайтесь вдумываться в молитву, которую Вы возносите. И, произнося общее прошение, отыщите в нём что-то, что относится конкретно к Вашей жизни.
Задумайтесь: что Вас тревожит, что мучает, а что, напротив, радует? За что Вам хочется поблагодарить Бога именно сегодня?
Канонические молитвы описывают различные ситуации, и Вы должны за каждым из этих описаний постараться разглядеть что-то своё. И после этого Вам станет гораздо легче обратиться к Господу с надлежащей трепетностью и живостью.
Тогда и «вычитывать» молитвы уже не придётся, ведь они станут по-настоящему сердечными и искренними. Да поможет Вам Бог!».
Многие священнослужители говорят о том, что в наших домашних обращениях должно находиться место для так называемых «тихих молитв». Что с нами происходит, когда мы молчим?
Открываются и становятся более явными наши подлинные чувства. И, напротив, когда мы разговариваем, мы отвлекаемся от них, сосредотачиваясь на словах.
Вот, например, человек чувствует угрызения совести за какой-либо неблаговидный поступок. Ему стыдно говорить об этом вслух, но когда он остаётся один, в тишине и покое, он остро ощущает эту рану, потому что глубоко погружается в себя.
Господь обращается к нам именно из тишины, но не из суетливого шума. И это не обычная физическая тишина — она является особенной, духовной.
И творит её Святой Дух, благодатный и очистительный. Неспроста французские монахи, живущие в траппистской обители, после вознесения молитв всегда придерживаются правила молчания.
В минуту тишины, когда все наши сердечные раны открываются, Небесный Отец может прикоснуться к ним и тем самым даровать исцеление.
Как это происходит — уже тайна для нас, однако многие христиане после молчаливых молитв обретают удивительный покой и благостное умиротворение.
Это состояние помогает им более трезво взглянуть на жизнь — им становится понятно, как надлежит поступать и что нужно сделать прямо сейчас.
В момент диалога прийти к подобному умиротворению часто не получается, а в тишине куда легче «пробиться» к Господу. Да даже просто понять, где и почему болит — тоже очень важно.
А потому не бойтесь лишний раз помолчать. Не заставляйте себя говорить, если Вам этого не хочется. Господь слышит каждое наше обращение, и при этом не важно — словесное оно или же, напротив, молчаливое.
Никогда не думайте о том, что Господь Вас «не слышит» или «отвергает» Ваши молитвы. Подобные помыслы — от лукавого.
А лукавый хочет, чтобы мы отвернулись от веры и отдали предпочтение пороку и греховности. А грехи порождают отчаяние, толкающее нас на непоправимые поступки.
И даже если в какой-то момент Вам покажется, что Бог не помогает, вспомните о самом главном — Он обо всём знает, всё слышит и всё видит.
Относитесь с доверием к мудрому Божьему Промыслу, ведь Господь точно знает, как устроить всё наилучшим для нас образом.