«Простые» и «заказные» записки в храме. В чём разница? Священник Владислав Береговой

Вопрос:
«В чем отличие простых записок от заказанных?»
Ответ батюшки:

Знаете, в храмах на этот вопрос могут вам дать множество ответов и немножко даже смутить и как-то даже магически ответить. Но ситуация на самом деле вполне простая.

Когда вы подаете записку на литургию, на обедню, на проскомидию, бескровную жертву, в алтарь, с частичкой, это все одно и то же.

Одно и то же название, поминовение имен ваших живых или усопших сродников на проскомидии, первой части Божественной литургии. Она состоит из трех частей: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных.

Так вот, на проскомидии, которую часто вы пропускаете, вы еще, может быть, дома в это время находитесь, священник совершает приготовление святых даров для приложения в тело, кровь Господни, просфоры, вина, и за каждое имя, которое вы пишете в заказных записках, вынимает частичку.

Потом специальным блюдом переносит их на дискос. А потом в конце литургии, когда уже все причастились, стар и млад, он берет эти крошечки и опускает в чашу с кровью Христовой, с молитвой

и тем самым таинственно сопричисляет всех тех, о ком он молился на Божественной литургии, к этому великому таинству приобщения к Богу.

Простые же записки читает или дьякон, если есть в храме, или пономари. Может иногда даже читать сам священник, но не в контексте проскомидии. То есть ни за чье имя, вот эту частичку маленькую с просфоры он вытаскивать не будет.

В некоторых монастырях и приходских храмах даже такая традиция сохраняется по сей день: человек покупает просфору, даёт записочку, какое-то пожертвование даёт, а потом священник отдаёт ему его же просфорку, где он даже видит количество вынутых частичек за всех тех, кого священник поминал из твоей записки.

Читайте также  Уже практически выкинула старые сковородки, а потом случайно увидела как можно просто их очистить!

Знаю одну историю, когда матушка строго высчитывает, сколько же количеств, какое количество частичек вынул батюшка с просфорочки, и как-то один раз сделала даже грозное замечание: «Я подала 40 имен, а отверстий у просфорочки 39».

Это тоже такая некоторая магия на самом деле. Батюшку искренне жалко, но уж что поделать. Так что, друзья мои, разница, как вы видите, некоторая есть.

Общее у них что? Что обе эти записки поминаются в алтаре. Но вот есть некоторая ритуальная сложность и особое благоговение священнослужителя к тем именам, которые подаются именно как заказные.

Заказной может быть сорокоуст, который может служиться 40 дней, полгода или год, или просто всякая записка на одну литургию.

Так что вот теперь знайте, пишите записочки свои, просите батюшек поминать ваших родных на литургии, на проскомидии. С Богом!

Источник