Сегодня вспомним историю, олицетворение фразы «Да кто ты без мужика?». Ох уж эти советские ярлыки, которые в 60-х-70-х гг прошлого века сгубили столько женских жизней…
Наверное, не только советские. Этот вот образ счастливой хозяюшки, которая делает только «женскую» работу, милая умница в фартучке, – он культивировался и в европейских странах, и в США.
Вот только женщина – не робот, и попытки имитировать свою жизнь под навязанный стереотип приводит к трагедиям. Актриса Светлана Жгун (1933-1997) наделала ошибок в личной жизни, и за ними под откос потянулась вся остальная жизнь.
Светлана следовала незамысловатому закону, — хочешь сниматься в кино, обрастай связями в актерском мире. Именно эти связи сначала обеспечили женщине роли, но в итоге привели к фиаско.
***
В актрисы Жгун пошла с опозданием, когда ей исполнилось 22. Пришлось подделывать метрику, поскольку в театральный институт имени Островского принимали строго до 21 года.
В институте Жгун выбила себе партию, казавшуюся выгодной, получив в мужья Геннадия Нилова, родственника Павла Кадочникова.
Кадочников студенческий брак не одобрил: рано, мол. Однако Кадочников – кинорежиссер и сценарист, таки поспособствовал карьере молодой родственницы.
Светлана скоро забеременела, и уж тут Нилов проявил характер, отправив ее на аборт. Естественно, супруги расстались. Сам Нилов, прославившийся ролью физика Сундука в комедии «Три плюс два», отзывался о бывшей супруге премерзко.
Помню его интервью, с предложением читателям ознакомиться со стишком, который «я сочинил своей любимой Светочке». «Светочка» аттестовалась в стишке площадными эпитетами.
***
На съемочной площадке «Повести пламенных лет» Жгун нашла нового мужа, художника Александра Борисова.
Светлана жила в Ленинграде, работала в театре драмы имени Пушкина. Борисов же обитал в Москве. Все покатилось кувырком, когда женщина забеременела.
Тут надо отдать должное: женщина действительно хотела стать матерью, берегла свое положение, позволяла себе лениться. Но и в то же время ее вторая натура жаждала работать, блистать, сниматься.
Однажды, перепутав расписание, она не явилась на спектакль. И решила просто плюнуть на работу, потому что ребенок важнее. В целом, она тут права.
Но дело у нее расходилось с мыслями: душа требовала оваций и съемок, а жизненные обстоятельства требовали думать о ребенке. Ее уволили, Жгун переехала в Москву, вышла за Борисова замуж.
Дела в столице поначалу складывались хорошо. Она родила, сбагрила дитя на няню (а позже – в интернат), вошла в труппу Ленкома, а в 1963 попала в Малый театр.
В Малом ей покровительствовал Бабочкин, но что он мог поделать, если терпения у Жгун хватило всего на четыре сезона.
Из Малого ее уволили за систематическое нарушение трудовой дисциплины, в чем принято обвинять следующую большую любовь актрисы, — кинорежиссера Алексея Салтыкова. Якобы Салтыков убедил женщину, что кино важнее театра, да приучил пить водку.
На самом деле, конечно, никого не возможно споить, если человек к этому не предрасположен. Сами пьют, своими собственными руками, никто насильно не заливает.
А потом ищут крайнего, но крайних в такой ситуации нет и быть не может. Просто у Светланы картинка в голове «как должна жить приличная женщина» расходилась с реальностью. И алкоголь удачно лег на эту измученную психику, позволяя забыться и отключиться.
***
Конечно, это жизненная трагедия, как ни крути. Вроде как цепкая, вроде как разумная и здравомыслящая, Жгун умудрилась «протратить» (назовем это мягко так) все свои жизненные активы.
Вспомним ту же Лионеллу Скирду – вот тоже девушка была хваткая, не промах, сделала ставку на мужиков в своей карьере, и в итоге все у нее сложилось отлично.
Светлана тоже попыталась пойти таким же путем, но сломалась. Думаю, не хватило ей твердости характера, уверенности в том пути, которым она пошла, не хватило хладнокровия.
И пульсировала в голове мысль о том, что «я должна». Должна заниматься ребенком, должна удержать при себе мужа, и должна при этом сниматься-работать-блистать.
Но не лежала у нее душа к этой красивой семейной картинке. Ей понравилось состояние опьянения, когда реальность где «надо-должна» затуманилась и забылась.
Бесполезно тут обвинять ее очередного любовника-режиссера, с которым они вместе начали пить. Тут причина в самой Светлане, в ее неумении быть самой собой.
***
Итак, Светлана завертела с Салтыковым роман. Какое-то время казалось, что на горизонте советского кинематографа появилась новая творческая пара Режиссер + Актриса.
Салтыков стал активно снимать Жгун в своих работах, но столь же активно, как работала, она и пила. Через некоторое время Салтыков купил кооперативную квартиру и съехал от Светланы в новую жизнь с актрисой Ольгой Прохоровой, которую и начал в своих фильмах снимать.
Жгун осталась одна. Ребенок ее давно жил в интернате. Впрочем, уже став взрослой, дочь рассказала газетчикам, что обиды на мать и отца не держит и все пониманием.
В советском интернате ей дали хорошее образование, девочка выучила несколько языков к моменту выпуска.
Те моменты, когда мать забирала дочь к себе, окончились большим стрессом. Увы, актриса не могла сдержаться от выпивки совсем, даже на короткий отрезок времени приезда дочери.
Так, по ночам нетрезвая Светлана включала на всю громкость записи Пугачёвой и Высоцкого, а потом громко декламировала стихи любимых поэтов.
Однажды, когда Лада не смогла успокоить разозлившуюся на что-то маму, то сама вызвала для неё психиатрическую бригаду и отправила в больницу имени Ганнушкина, а после постоянно бегала к ней, носила передачи.
***
Вот так получилось. Роли то она в свое время получила, а что толку? Роли остались где-то далеко, а реальность – в которой от стареющей спивающейся актрисы все отвернулись, денег и работы не было, – она нависала неумолимым коршуном.
От алкоголизма актриса пробовала новейшие в то время способы кодировки, даже гипноз. Но ничего ей не помогало, запои становились все сильнее. Светлана Николаевна Жгун скончалась 18 января 1997 года. Ей было всего 63 года.