Почему Царица Небесная — одна, но её образов насчитывается бесчисленное множество?
Мы знаем и о «Казанской Богоматери», и о «Троеручице», и о «Державной Богородице»… И при этом многие иконы, изображающие Приснодеву, считаются чудотворными, что часто отображается и на самих образах.
Но почему же этих икон так много? Ответить на этот вопрос можно, приведя такой пример: представьте, что Вы держите в руках фотоальбом со снимками своей мамы.
На одной фотографии она ещё совсем маленькая, на другой — выходит замуж, а на третьей — держит на руках Вас.
Все мы меняемся с возрастом, и точно также меняется и Богородица. И Её образа, порой разительно отличающиеся друг от друга, но горячо любимые нами, это отражают.
Например, образ, называемый «Отрадой» или «Утешением» помогает людям, попавшим в беду. Эта икона считается защитной, и потому, если Вы испытываете страх, граничащий с паникой или отчаянием, обязательно обратитесь за помощью к этой иконе.
Священнослужители утверждают, что молитвы, возносимые перед данным Святым образом, обладают удивительной силой, способной заставить покаяться даже самого закоренелого и порочного грешника.
Но не стоит огорчаться или печалиться, если у Вас дома нету «Отрады» — помолиться можно перед любой иконой, изображающей милостивую и любящую Богоматерь. Часто верующие люди в минуту скорби прибегают к следующему замечательному обращению:
Будьте уверены — Приснодева обязательно откликнется на Ваш сердечный зов и дарует скорое утешение.
На сегодняшний день насчитывается более семисот различных образов, изображающих Небесную Царицу. И первым, кто запечатлел Её Светлый образ, согласно преданиям, был Апостол Лука.
И, хотя этот факт и не подтверждён документально, многие христиане убеждены в его правдивости — неужели греческий врач не мог быть, ко всему прочему, ещё и талантливым живописцем?
Кроме того, очень большое количество Православных образов верующие люди связывают с именем Апостола Луки.
При этом прославил себя не сам Лука — после написания «Владимирской Богородицы» его признал великим иконописцем сам народ, увидевший эту чудесную икону, писавшуюся «с натуры».
Однако какие бы беды и несчастья нас не преследовали, вовсе не обязательно искать какие-то «особенные иконы» Богородицы — к подобным вопросом нельзя подходить с магической точки зрения.
Мы можем обращаться за помощью к любой иконе, и Богородица обязательно выручит нас, если на то будет Воля Божья. Просимое должно быть нам на пользу. В ином случае ни выбор «особого» образа, ни десятки молитв не помогут.
Двадцать первого января пройдет празднование в честь образа «Отрады». Немногие в этот день посещают Храм — он является по-настоящему важным или для особых почитателей этой иконы, или для людей, остро нуждающихся в помощи, ищущих возможность ухватиться за спасительную «соломинку».
Название этого образа абсолютно себя оправдывает, однако не все знают о том, что раньше эта икона называлась «Ватопедской» из-за одного удивительного случая.
На территории Ватопеда, недалеко от одной из древних монастырских обителей, людям было явлено первое чудо, связанное с этой иконой.
Там Милосердная Богородица пришла на помощь попавшему в беду царевичу Аркадию — юноша упал в бушующее море с палубы своего судна.
Впоследствии живого и здорового царевича обнаружили под кустом, росшим неподалёку от монастыря. Так и получилось, что монастырь прозвали «ватопедом», то есть «отроком кустов».
Феодосий Великий, бывший отцом спасённого царевича, так обрадовался, узнав о произошедшем, что решил положить щедрое вознаграждение древней монастырской обители.
И сама ватопедская Богородица со временем стала называться «Отрадой», потому как молящиеся перед этой иконой обретали сердечное спокойствие, Божественную благодать и заступничество Приснодевы, Её Небесное покровительство.
Важно отметить, что на вышеупомянутом случае с царевичам «приключения» ватопедской иконы не закончились. Через триста лет после означенного события произошло следующее чудо.
В те дни монастырскую обитель решили разграбить разбойники. Устроив засаду на морском берегу, они ждали, когда откроются монастырские ворота.
Однако игумен, в тот момент возносивший молитвы к Богоматери, был предупреждён об опасности Самой Приснодевой. Она обратилась к священнослужителю, попросив его не отворять врата в этот день и тем самым разрушить планы разбойников.
Но в тот же миг молящийся узрел следующее: младенец-Христос ласково прикоснулся к устам Богородицы, закрыв их, и сказал:
Однако Приснодева, уклонив лик, повторила Своё предупреждение дважды. Игумен тотчас рассказал о произошедшем всем остальным братьям, и иноки принялись горячо раскаиваться в собственных прегрешениях.
Вскоре монахи обратили свой взор на ту самую икону и увидели, что Богородица смотрит на них с любовью, ласковостью, состраданием и милосердием… Но лик Младенца-Иисуса по-прежнему оставался строгим и грозным.
Так у этой иконы и появилось ещё одно название — Её стали называть «Утешением». Такой же она и писалась впоследствии: Богородица на ней изображается улыбающейся, ласковой и доброй, а Младенец-Христос, напротив, грозным, серьёзным и строгим.
Неслучайно день памяти этой иконы празднуется незадолго перед Сретением. Богомладенец изображается на данной иконе в белых, как снег, одеяниях — это намёк на Его Преображение, на Обожение Его плоти.
Господь дарует нам Своего Сына, и этот Дар — предвестник Великой, светлой радости для всего человечества. Обратим внимание и на зелёный цвет хитона, в который облачён Младенец-Иисус — этот цвет символизирует утешение, даруемое нам любящим Небесным Отцом.
А потому образ Богомладенца в данном случае нельзя считать однозначно осуждающим и укоряющим — внешняя строгость призывает нас к осознанности и мыслях о Спасении, но в то же время она как бы намекает на то, что человеку истинно-верующему уготовано Великое утешение и отрада.