Сколько актеры СССР получали денег за участие в фильмах, мы рассмотрели в моем предыдущем посте. Там же сравнили их заработки с гонорарами современных российских актеров.
А сейчас предлагаю остановиться на конкретном примере – комедиях Леонида Гайдая. Это, пожалуй, случай, который не вызывает никаких споров: фильмы Гайдая нравятся всем зрителям практически без исключения. Но вот приносило ли участие в них прибыль актерам?..
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1967 г.
Больше всех из снимавшихся в этом кино получил Александр Демьяненко – 5220 руб. И это, конечно же, справедливо.
А вот за то, что участникам троицы ВиНиМор перепадали роли, сильно различавшиеся между собой по объему и числу шуток, Георгий Вицин и (особенно) Евгений Моргунов даже обижались на режиссера.
У того явно любимчиком был Юрий Никулин, которому и доставались самые выигрышные афоризмы, трюки, даже песни. Это отразилось и на гонорарах: Никулин – 4280 руб., Вицин – 3340 руб.
Молодая начинающая актриса Наталья Варлей за воплощение в образ «студентки, комсомолки, спортсменки, наконец, просто красавицы» получила 1129 руб. Сыгравший роль ее дяди Фрунзик Мкртчян заработал поменьше: 939 руб.
«Бриллиантовая рука» 1968 г.
Для еще одной комедии Гайдая, по данным книг из серии «ЖЗЛ», зарплатная ведомость указывала:
♦ Юрий Никулин – 5188 руб. Как видим, режиссер вновь снимал своего любимчика из троицы ВиНиМор. И вновь его не обидели гонораром. Но ведь Никулин сыграл на самом деле чудесно;
♦ Анатолий Папанов – 2200 руб. Как видим, разница с исполнителем главной роли была практически в два раза;
♦ Андрей Миронов – 1900 руб. Любопытно, что его Геша появлялся в кадре больше, чем папановский Лелик, а вот денег своему исполнителю принес меньше;
♦ Светлана Светличная – 350 руб. Это был значительно меньший гонорар, чем у названных выше коллег. Однако ведь и сыграть актрисе пришлось гораздо меньше, чем им.
«Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.
Больше всех на этих съемках получил Юрий Яковлев – 4300 руб. Оно и понятно: за двух человек товарищ трудился, два образа отработал. 🙂
Роль ироничного и не совсем честного режиссера принесла Михаилу Пуговкину 788 руб. Владимир Этуш за небольшую, но бесподобно сыгранную им роль получил 630 руб. Ради шутки сравним доходы киногероя и реального «зубника».
По данным СМИ, стоматологи в СССР зарабатывали от 115 руб. (если трудились в государственной клинике и не имели дополнительной «халтуры») до нескольких сотен, а то и больше, если принимали «лeвых» пaциeнтов.
Вот вам и «три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три пopтcигapа отечественных, куртка замшевая… три…».
А вот, к примеру, гонорар совсем недолго появлявшейся в кадре Натальи Кустинской составил 168 руб.
Но, пожалуй, самым интересным и необычным было вознаграждение… создателя машины времени. Именно так было названо в ведомости на получение оплаты основание, по которому скульптор Вячеслав Почечуев заработал 40 руб.