Михаил Кононов был не просто талантлив, он был безгранично требователен к себе и окружающим. Актер проживал каждую свою роль как маленькую жизнь, считая, что именно так и создается искусство.
Его девиз — либо играть великолепно либо не играть вовсе, распространялся и на повседневную жизнь, в которой не было слова «компромисс».
Он мог сказать в глаза все, что думал, и это далеко не всем нравилось. Тем не менее и сегодня находятся люди, которые вспоминают Кононова как чистого и светлого человека с большой открытой душой.
Михаил Кононов родился в обычной московской семье весной 1940 года. Мать, Мария Владимировна, трудилась поваром в столовой.
Отец, Иван Михайлович, числился на должности швейцара в гостинице «Пекин». Семья ютилась в коммунальной квартире, где маленькому Мише выделили крохотный чуланчик без окон и дверей.
Когда началась Великая отечественная война, мальчишку отвезли к родственникам под Тулу, считая, что так будет безопаснее. Но село, где он оказался, оккупировали фашисты.
Мать целыми днями рыдала, мысленно прощаясь с сынишкой. А когда населенный пункт освободили, сама лично в лютый мороз на санках вывезла его в безопасное место.
Несмотря на материнскую самоотверженность, Мария Владимировна была женщиной строгой, бескомпромиссной и особой нежности к сыну никогда не показывала. Мало того, она пресекала любые проявления любви со стороны своего единственного ребенка.
Миша с детства нуждался в ее защите, восхищении и поддержке. Он и актером стал только ради нее. Ему хотелось, чтобы мама, наконец, обратила на него внимание и начала им гордиться.
Тем более что талант у парнишки действительно был. Еще со школы его тянуло на сцену. Посещая разные театральные студии, Кононов с энтузиазмом участвовал во всех представлениях и детских спектаклях. Это были лучшие моменты его юности.
Благодаря творчеству состоялась и дружба, казалось, совершенно двух разных по складу характера и темпераменту людей.
Будущий режиссер пронзительного фильма «Белорусский вокзал» Андрей Смирнов являлся другом детства Михаила. Мальчишки вместе писали сценарии, а потом также плечом к плечу ставили их на школьной сцене.
Получив аттестат, Кононов легко поступил в Щепкинское училище. Его верный товарищ Смирнов предпочел ВГИК. К сожалению, в дальнейшем таких дружеских отношений у Михаила больше не случилось. Завести приятелей мешал его сложный характер.
Свою первую известность артист обрел после выхода фильма «До свидания, мальчики». Потом была картина «Начальник Чукотки», «На войне как на войне».
И, конечно же, незабываемые образы в кинопроектах «Здравствуй и прощай» и «Большая перемена».
Сам актер выделял лишь одну свою работу. Это была роль в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Кононов всегда хотел делать высокое искусство, и только образ монаха Фомы предоставил ему такую возможность.
К слову, артист часто отвергал сомнительные, по его мнению, сценарии. Например, его с трудом удалось уговорить на роль учителя в «Большой перемене».
Михаилу Ивановичу категорически не нравился трагикомический образ Нестора Петровича. Да и сам сценарий он называл не иначе как глупым, а режиссера Коренева — бездарностью.
Все же Алексею Александровичу удалось убедить бунтаря. Но известно, что своего мнения о фильме он так и не поменял.
А ведь именно эта картина, побив все рекорды по популярности у зрителей, принесла ему всесоюзную любовь и узнаваемость.
Позже Кононов объяснял оглушительный успех «Большой перемены» звездным актерским составом. Мол, талантливый человек любой бред превратит во что-нибудь милое и смешное.
Уже позже коллеги наперебой делились подробностями съемок. И везде Михаил выступал зачинщиком скандальных ситуаций, происходящих на площадке.
То доведет до слез актрису, если ему покажется, что она недостаточно живо играет. То заносчиво начнет спорить с режиссёром и озвучивать обидные реплики.
Все они, как один обращали внимание на противоречивость характера Кононова. Бесхитростный, простоватый, недалёкий, иногда с налётом трагикомичности на экране, в жизни он был совсем другим.
За мальчишеской внешностью прятался зрелый, серьезный человек со своим внутренним жестоким миром.
Что же послужило причиной такой двойственности, спросите Вы. Возможно, семейные проблемы, которых в жизни актера было предостаточно.
Фронтовик Иван Михайлович Конов после окончания войны прожил совсем недолго, сказались последствия тяжелых ранений. Миша с мамой остались вдвоем. Парню пришлось взять все заботы о ней на себя.
Так они и жили некоторое время, пока 28-летний сын страстно не влюбился в 19-летнюю красавицу, комсомолку, модель и начинающую актрису Наталью. Влюбленные быстренько поженились, и поначалу все складывалось идеально.
Михаил смотрел на супругу, как на богиню. Наташа не сомневалась — муж станет ей надежной опорой и защитой. А в итоге он попросту разрушил её жизнь.
Мария Владимировна сразу не приняла невестку и буквально каждый день изводила сына претензиями. При всей своей холодности она неистово его любила и не желала видеть рядом с ним любую другую женщину.
Из-за тяжелой семейной обстановки молодые вынуждены были курсировать между родителями Наташи и родным домом Кононова. Все это омрачало их жизнь с каждым днем. Дошло до того, что мать объявила им бойкот.
А через три года случилась страшная беда, оставившая черную дыру в душе Михаила до конца его дней. В день своего тридцатилетия актер, как обычно, не застал маму на кухне.
Захватив угощение, он отправился мириться к ней в комнату, где и увидел лежащей на полу. В руке женщина сжимала бутылку с отравой для тараканов. Врачам скорой помощи лишь осталось констатировать смерть женщины…
После трагедии Кононов резко изменился и стал таким, каким его многие и запомнили: закрытым, безжалостным и очень трудным. Больше всех, конечно же, доставалось Наташе.
Он вынудил ее бросить спорт и работу манекенщицы. Запретил думать о кинокарьере, а самое страшное — пресекал любые разговоры на тему детей.
И ей пришлось это принять. Несмотря на серьезные перемены и упреки в свой адрес, она и не думала бросать мужа.
Наверное, просто любила, а может быть, надеялась, что он изменится. Тем не менее супруги прожили вместе почти 40 лет.
После начала в стране перестройки в кино требовались немного другие герои. Простодушные светлые персонажи остались за бортом. Надо заметить, что роли Кононову по-прежнему предлагали, все же его имя было громким. Но тот отказывался.
Мало кто знает, какие страдания ему приносила стремительная деградация в кинематографе. Что ни говори, а к работе Михаил Иванович всегда относился очень серьезно, в первую очередь требуя самоотдачи от себя.
Коллеги называли его несравненным артистом и даже гением. По мнению Инны Чуриковой и других его коллег, Михаил Кононов был одним из самых уникальных актеров в отечественном кино. К сожалению, недооценённым.
В своей книге, которую народный артист так и не успел опубликовать он писал: Я абсолютно закрытый, как шкаф. Я – одиночка… Я жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо.
Хотя и скромно. Посылал жутких хамов и непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах…
Была в жизни актера и некая привязанность. Кто-то говорил, что поздняя любовь, кто-то, что Михаил Иванович по доброте душевной просто хотел помочь.
Кононов взялся поставить спектакль в столичном клубе, куда на пробы пришла 18-летняя студентка Рита. Актрисой она не была, но очень хотела ей стать. Та постановка так и не увидела свет, клуб разорился, а девушку приютил у себя наш герой.
Наталья Павловна переехала в небольшой домик в Подмосковье Михаил Иванович окружил Риту заботой. Возможно, она заполнила пустоту их с женой бездетного дома.
Как бы там ни было, немолодой уже мужчина всячески пытался ей помочь пробиться в кино, а она хотела с помощью аферы продать его квартиру. К счастью, вовремя вмешалась жена.
Я же не буду устраивать скандал,- делилась супруга актера после. — Я же ему и жена, и сестра, и ребенок за 38 лет вместе, а это пришло и ушло.
Это была не последняя неприятность в его жизни. Вскоре народного артиста очень сильно избили на улице.
Врач, осмотревший его через несколько дней, заявил, что били профессионалы. Здоровье Кононова после этого сильно пошатнулось, денег на лечение катастрофически не хватало.
Летом 2007 года 67-летний Михаил Иванович Кононов оказался в больнице с пневмонией. Врачи две недели боролись за его жизнь. Соседи по палате пытались наскрести денег на нужные лекарства, но все было напрасно. Он умер.
Его супруги не стало спустя четыре года года. Наталью Павловну похоронили в одной могиле с любимым мужем, которому она посвятила всю свою жизнь.