«Вообще-то я не верил в телепатическую связь, но именно в эти часы в Москве как раз и умер его друг и коллега Анатолий Папанов»

36 лет назад в Риге умер Андрей Миронов. В моем августовском календаре есть три черных даты, и это первая в моей жизни из них.

Я, конечно, все же горжусь, что с мамой был в Латвийской опере на том последнем «Фигаро» — мы сидели в оркестровой яме и все произошло на наших глазах. Но я бы многое отдал, чтобы этого не было — в смысле, чтобы не было такого трагического случая.

16 августа 1987 года в рижской больнице «Гайльэзерс» в мир иной ушёл выдающийся русский артист Андрей Александрович Миронов.

Я был одним из 900 зрителей в заполненном зале Латвийского театра оперы и балета, которые увидели тот трагический спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро».

Сперва был Папанов

В советские годы это было в норме вещей – каждый год в июле-августе в столицу Латвийской ССР приезжал какой-нибудь московский театр.

Он давал гастроли в течение целого месяца. При этом именитая труппа представляла, как правило, практически весь свой репертуар. В 1986-м, например, приезжал знаменитый «Современник». В 1987-м – московский Театр Сатиры.

Помню, по всему городу в те дни были развешены афиши, на которой ярко выделялась красным цветом огромная буква «С», с которой начиналось название театра.

Более того: гастроли Сатиры проходили одновременно и на сцене театра Русской драмы, что неподалеку.

В те времена там была большая стеклянная витрина, на которой были выставлены фрагменты из спектаклей театра. Запомнилась фотография – Миронов сидит на сцене, в образе Лопахина из «Вишневого сада» Чехова…

В 1987-м Театр Сатиры приехал в первых числах августа. И как раз на 5 августа на три часа пополудни была назначена запись большого интервью для Латвийского ТВ, в котором принимали ведущие артисты театра :

Читайте также  Как такое возможно? Родные похоронили парня. А когда на утро пришли на кладбище, замерли от удивления.

Александр Ширвиндт, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Андрей Миронов и, конечно же, главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек.

Увы, на той записи не было Анатолия Дмитриевича Папанова, который задержался в Москве. Хотя его ждали. Но тому, что Папанов не поспел к записи, никто не удивился – всем было известно, что артист занят на съемках «Холодного лета 1953-го» и вот-вот должен подъехать к спектаклю в Ригу.

Это было последнее интервью Андрея Миронова. И самое печальное и глупое то, что эта часовая телезапись… не сохранилась.

Как рассказал мне уже позднее знаменитый журналист Латвийского ТВ Андрейс Волмарс, который и вел ту встречу, запись… смыли.

Дело в том, что видеокассеты тогда были редкостью и сохраняли только т.н. «золотой фонд» – записи национальных выступлений и т.д.

Этому даже не стоит и удивляться, ведь смысли и историческую запись балета «Гаянэ» в постановке великого Бориса Эйфмана, который ставил этот балет Хачатуряна в Латвийской опере в 1977-м. Оставили только дуэт главных героев и «Танец с саблями». Глупость страшная, но факт.

Ту телевизионную встречу я помню. Ее показали в эфире уже в конце августа, после смерти Андрея Миронова.

Беседа проходила в бельэтажном зале Оперы и на вопрос, а где Анатолий Дмитриевич Папанов, Аросева ответила, что он приехать должен вечером, у него вот как раз спектакль: «А так, у него съемка одного интересного фильма…» А Миронов часто курил.

«А сигареты какой фирмы вы курите?», – спросил Волмарс. «Мальборо», – спокойно ответил Миронов. Это был, конечно же, яркий момент – особенно по тем временам.

«Он вообще много курил «Мальборо», — вспоминает г-н Волмарс. – В том числе и перед интервью. Он стоял у входа в театр и был очень неразговорчивым.

Вообще-то я не верил в телепатическую связь, но именно в эти часы в Москве как раз и умер его друг и коллега Анатолий Папанов…»

Миронов и Папанов. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Вечером того дня должен был идти спектакль «Рыжая кобыла с колокольчиком» Иона Друце, но он не состоялся.

Читайте также  Ни семьи, ни работы, живёт затворницей — как жили сестры актера Влада Галкина

Взволнованная супруга Папанова, актриса Надежда Каратаева, периодически звонила из кабинета администратора театра в домой в Москву, никто не отвечал. Через пару часов выяснилось, что Папанов умер.

Из репертуара слетела пара спектаклей, в которых был занят великий артист. И вместо этого давали творческие вечера Андрея Миронова.

В частности, он исполнял монолог Хлестакова из «Ревизора» Гоголя. Стоя на коленях и обливаясь слезами, обращался к навсегда ушедшему Городничему с рассказом об этих фантастических, расчудесных арбузах, которые ему, Хлестакову, зачастую возят на корабле из самого города Парижа!

Источник