«Я не имею права выходить на сцену»: как семейная трагедия Розы Хайруллиной навсегда изменила её взгляд на мир

Она появилась на свет 12 сентября 1961 года в холодном Норильске. Здесь семья будущей актрисы отбывала ссылку — дедушка и бабушка Розы до войны возглавляли колхоз, но были обвинены в расхищении собственности и отправлены на поселение за полярный круг.

Детство девочки проходило среди ссыльных самого разного рода — доводилось общаться и с неграмотными крестьянами, и с интеллектуалами-диссидентами, и с отпетыми уголовниками.

Ещё в детском саду на маленькую Розу обратила внимание воспитательница-тёзка Роза Карловна — ссыльная немка была заядлой театралкой и смогла разглядеть в девочке творческие задатки.

Когда Розе исполнилось 12 лет, семье разрешили вернуться на родину в Татарстан. Правда селиться в Казани бывшим ссыльным не позволили, так что Хайруллины обосновались в сорока километрах от столицы — в городе Зеленодольске.

Именно здесь Роза начала посещать театральную студию. Педагоги в один голос заявляли, что талантливой и харизматичной девочке дорога в большие актрисы, однако родители Розы энтузиазма не разделяли.

Они с трудом могли представить собственную дочь с тяжёлыми чертами лица и ростом всего 156 сантиметров на сцене или в кадре.

Когда после школы Роза твёрдо решила ехать в Казань и поступать в театральный, мать лишь разочарованно заявила: «Ну что ж, в театре тоже нужны уроды».

Абитуриентку собственная внешность не слишком занимала — Роза горела сценой и мечтала играть для зрителей, так что никакие комплексы её остановить не могли.

В Казанское театральное училище её приняли с первой попытки, а уже вскоре студентка выходила на сцену местного Театра имени Камала — причём не в массовке, а в серьёзных ролях по Достоевскому, Шекспиру, Теннесси Уильямсу.

Когда Роза получила диплом, перед ней распахнули двери сразу пять театров, но она остановила выбор на Казанском ТЮЗе.

Читайте также  Тяжелая жизнь Анны Горшковой, ушедшей из кино из-за нападков злых людей

В этих стенах началось сотрудничество молодой актрисы с театральным режиссёром Борисом Цейтлиным, который высоко ценил талант Хайруллиной и очень ей доверял.

Уже в первой же постановке по пьесе Евгения Шварца «Дракон» режиссёр позволил Розе проявить инициативу.

Тогда актриса придумала для себя образ секретарши, которой не было в оригинальном произведении: в вечернем платье и валенках она сидела за пишущей машинкой и обливалась слезами, печатая приговоры и стенограммы допросов. Позже эту героиню позаимствовали и другие театры.

В ТЮЗе актриса служила на протяжении пятнадцати лет и это время стало для неё самым счастливым в жизни. Она была востребована, зрители её обожали и специально ходили в театр на Хайруллину.

Среди поклонниц оказалась и юная Чулпан Хаматова — будущая актриса пересмотрела все постановки, где играла Роза Хайруллина, а однажды даже караулила звезду сцены у входа в театра, загадав желание: если сейчас Роза выйдет из двери, тогда Чулпан попробует стать актрисой. И Роза вышла.

«Порт»

Счастливая полоса в жизни Розы Хайруллиной оборвалась в один миг. В середине 90-х здание ТЮЗа уничтожил большой пожар, и актёры разбрелись кто куда.

Вслед за крахом родного театра начала рушиться и личная жизнь актрисы. Умер брат, страдавший от наркотической зависимости — чтобы погасить его многочисленные долги, Розе пришлось продать квартиру.

Но и на этом несчастья не закончились — всего за каких-то полгода из жизни ушли мать, отец и ещё пять родственников актрисы. В одночасье она осталась совсем одна, не с кем было поделиться своей болью, никто не мог её утешить.

Роза была сломлена изнутри — она всерьёз подумывала отправиться вслед за своей семьёй, искала забвения в бутылке, всё глубже погружаясь в депрессию.

Читайте также  Трогательные моменты интервью Любови Соколовой: Ее не сломили ни предательство Данелии, ни потеря сына
«Зулейха открывает глаза»

Из состояния полного отчаяния Хайруллину вытянула работа и духовник, который наказал собрать волю в кулак и жить дальше — ведь её ждёт величие самой Цветаевой.

Роза всегда верила в знаки судьбы и в словах священника увидела пророчество, ведь Цветаева была её любимой поэтессой.

Актриса ухала в Нидерланды, где на протяжении года выходила на сцену, а после получила предложение от самарского ТЮЗа. Хайруллина с головой погрузилась в работу, играла по тридцать спектаклей в месяц.

Дети полюбили ей в образах Буратино и Пеппи Длинныйчулок, а вот в постановке «Василия Тёркина» актрисе досталась роль самой Смерти — ведь никто лучше Розы не смог бы понять этот образ.

Она часто терзалась сомнениями, что не имеет права выходить на сцену — считала, что из-за своего трагического взгляда на мир не несёт людям радость. Но зрители считали совершенно иначе.

«Орда»

На самарской сцене актрису заметил режиссёр Константин Богомолов. Именно он помог Розе перебраться в столицу и уговорил Олега Табакова принять невероятно самобытную провинциальную актрису в свой театр. Творческий союз Богомолова и Хайруллиной оказался новаторским и очень успешным.

На сцене «Табакерки» актриса сыграла в нескольких богомоловских постановках, а наибольшей триумф ожидал её в питерском театре «Приют Комедианта» — здесь Богомолов поставил экспериметальный спектакль «Лир», где роль самого короля Лира досталась Розе Хайруллиной.

За эту работу актриса была удостоена главной театральной премии «Золотая маска». Сотрудничество с Богомоловым продолжилось и в стенах МХТ имени Чехова.

В нашумевшей постановке «Карамазовы» актриса сыграла сразу две роли — Алексея Карамазова и Лизавету Смердящую.

«Ольга»

Переезд в столицу совпал и с кинематографическим дебютом Розы Хайруллиной. Ей было 48 лет, когда режиссёр Андрей Эшпай пригласил её на роль татарки-нищенки в исторической драме «Иван Грозный».

Читайте также  Тайну хранит озеро. Советский американец, который не побоялся публично постирать американский флаг

Яркий типаж актрисы не остался незамеченным — на неё посыпались предложения о съёмках, а настоящая слава пришла после роли ханши Тайдулы в «Орде», за которую актриса получила премию «Ника».

Зрители особенно полюбили её в комедийном образе бабушки Гриши в сериале «Ольга» — в этой роли Хайруллина радует поклонников на протяжении вот уже пяти сезонов.

Не менее успешным оказался и сериал «Содержанки», где актриса играет Зою Наумовну. За свою недолгую карьеру в кино Роза Хайруллина успела сняться уже в 80 проектах, а сегодня в производстве находятся сразу пять фильмов с её участием.

«Содержанки»

Несмотря на долгожданную популярность и любовь широкого зрителя, Роза Хайруллина временами погружается в тяжёлые переживания о прошлом.

Создать собственную семью у актрисы не получилось — подробности личной жизни она держит в тайне, не желая распространяться о причинах своего одиночества.

Переживать сложные моменты Розе помогают книги, музыка и фильмы, а также работа и встречи с людьми. К успеху она относится настороженно — сегодня он есть, а завтра нет, так что актриса не боится снова вернуться в провинцию, если так сложатся обстоятельства.

Розу Хайруллину нередко называют «самой стильной бабушкой отечественного кинематографа» — актриса часто экспериментирует со стилем и в жизни выглядит даже более эффектно, чем на экране.

Источник