Семь лет назад из жизни ушёл советский театральный режиссёр Юрий Любимов.
Так получилось, что последнее своё интервью за несколько дней до смерти он дал нашему журналу. Тогда же мы попросили друзей Юрия Петровича дать ему краткую характеристику. Вот что они нам рассказали:
Андрей СМИРНОВ, режиссёр, актёр:
– Театр на Таганке долгие годы был интеллектуальным центром Москвы. И в этом, безусловно, заслуга Любимова.
Духовная атмосфера в столице была ужасная. Застой. А премьеры театра каждый раз становились глотком свежего воздуха. На спектакли «Таганки» в те годы достать билеты законным путём не представлялось возможным.
Там аудитория была особенная, чутко реагировавшая на каждое слово правды. И конечно, честь и хвала Любимову, что он смог создать такой театр.
Он много ударов получал. Его отношения с тогдашним театральным руководством – отдельный сюжет, на основе которого написано много книг. Надо отдать должное его стойкости.
Для режиссёра это очень важное качество. Никогда не заискивал перед властью, именно поэтому его имя вписано в историю нашего театра золотыми буквами. Как не выкинешь слов из песни, так и не вычеркнуть из истории имени Юрия Любимова.
Юрий НОРШТЕЙН, режиссёр-мультипликатор:
– О Любимове ходили слухи, что он актёров подминает под себя. Нет. Когда актёр вписывался в его режиссёрский рисунок, в этот момент он становится свободным.
Вообще режиссура – окаянное искусство. Режиссёр обязан в свой замысел вписать всю эту стихию театральную или кинематографическую.
И создаётся впечатление, будто актёр сокращает свой творческий темперамент в угоду режиссёрским капризам.
Но в данном случае, как мне кажется, там не было режиссёрских капризов, там была подлинная мощная режиссура, когда спектакль виделся как одно целое.
Вспоминаю случай, который мог бы закончиться невероятно трагически. Когда Любимов прорабатывал сцену с Гамлетом-Высоцким и что-то не получалось, Высоцкий, просто остервенев, бросил нож в сторону, где сидел режиссёр.
Не попал. Судьба хранила его. Но каков Любимов! Он отреагировал на это спокойно, сказав: «Надо затупить ножи, а то, не дай Бог, порежут друг друга». О нём и его режиссуре будут много писать потомки.
Юлий КИМ, композитор, драматург:
– Понятно, что от советской цензуры уклониться и «Таганке» было невозможно, но сквозь все цензурные рогатки просвечивал дух свободы, который и манил нашу молодёжь и интеллигенцию.
Казалось, Любимов всегда балансирует на грани, ведёт очень опасную игру с властями. Но, как ни странно, из этой схватки он всегда выходил победителем.
Как?! Немыслимо. Но у меня такое ощущение, что здесь сработала какая-то странная пружина. Возможно, связанная с особыми симпатиями, которые питала молодёжь, дети высокопоставленных чиновников к Театру на Таганке, поскольку это был островок свободы в стране, где многое оказалось запретным.
Юрий РЫЖОВ, учёный, академик РАН, политический деятель:
– Конечно, Любимов абсолютно несгибаемая личность. Как он боролся с реперткомами, всякими партийными контролёрами, пробивая свои спектакли!
И всегда железно стоял на своём. Но в то же время научился тактике и иногда умел провести власть в силу её низких интеллектуальных способностей. Как теперь говорят, «развести».
Конечно, ему помогали известные друзья и ценители его театра, автографами и пожеланиями которых расписаны стены в его кабинете. Думаю, равной ему фигуры долго не будет на нашей театральной сцене. Он уникален и неповторим.