Вопрос:
«За кого нельзя подавать записки в храме?»
Отвечает батюшка:
Во-первых, за не крещенных. Церковь – тело Христово, и мы, соответственно, молимся евхаристической молитвой на литургии только за тех, кто является этим телом.
Дело в том, что мы помолиться не можем, мы не можем на литургии помянуть этого человека, не можем с просфоры вынуть частичку и окунуть ее потом в чашу с кровью Христовой по окончании Литургии.
Такая молитва немыслима, но можно помолиться о нем дома. Даже священник может дома или в храме о нем помолиться, но не может помолиться литургически, повторюсь.
Мы, соответственно, не подаем записки об инаковерцах и иноверцах: за протестантов, за католиков, за мусульман, за буддистов, за зороастрийцев.
Не молимся за неверующих, даже если он и крещён, но при этом отвергает церковь, отвергает Христа как Бога, рад бы даже раскреститься. В общем, крещённых неверующих мы не поминаем, точно так же, как и не крещённых неверующих.
Если ты сменил вероисповедание, то тоже здесь уже церковное поминовение совершенно немыслимо. Если ты сознательно перешёл на сторону зла – гадалки, экстрасенсы, всякие ясновидящие.
В общем-то человек, который с головой ушел в ложную мистику, в ложную духовность, в эзотерику, тот, кто предал Христа, перешел на сторону сатаны, на сторону зла, хотя думает, что на самом деле совершенно нет. Людей, которые занимаются магией, естественно, упоминать немыслимо в границах церкви.
Если речь идёт об упокоении, о молитве за усопших, мы не поминаем в церковной молитве в храме, ещё раз подчеркну, самоубийц и точно так же, как и с живыми инаковерцев, инославцев, иноверцев, католиков, протестантов, армян, иудеев.
Я говорю не о национальности, а о религии, потому что армяне могут быть крещены в православной церкви, но те армяне, которые ходят в армянскую апостольскую церковь, они не могут быть помянуты в православной церкви, не могут быть крещёнными и так далее.
То есть это тоже некий пререкаемый вопрос и неожиданный для самих армян. С иудеями тут все понятно, с католиками и протестантами тоже.
Со старообрядцами та же история, кроме тех, кто является так называемыми единоверцами. Тоже долгая история, поэтому, если ваши бабушки, дедушки старообрядцы еще живы, то все-таки уточните, к какому течению они принадлежат.
Самоубийц мы тоже в церковных записках не поминаем, но может читаться молитва Льва Оптинского дома. Можно творить за них милостыню.
Ну и повторюсь, то, что церковная молитва немыслима за эти категории людей, это не значит, что вы не можете молиться о них дома, не можете желать им всего самого лучшего, не можете проживать свою жизнь вдвое лучше, будучи родственником неверующего мужа или усопшей неверующей бабушки.
Все равно мы все взаимосвязаны, и наша праведная жизнь так или иначе благополучно влияет на загробную жизнь наших усопших родных, даже если они Христа не знали или знали как-то очень посредственно.