Популярный подсластитель может привести к летальному исходу

Недавнее исследование показало, что низкокалорийный подсластитель, содержащийся в том числе в зубных пастах и жевательных резинках, может увеличить риск развития инсульта или сердечного приступа.

Ксилит изначально рассматривался учеными как здоровая альтернатива белому сахару. Например, известно, что он при потреблении в пищу снижает риск развития кариеса.

Стэнли Хейзен «Все, что требуется, — это взаимодействие ксилита с тромбоцитами в течение очень короткого периода времени, в течение нескольких минут, и тромбоциты становятся перегруженными и гораздо более склонными к образованию тромбов»

Однако в ходе исследования клиники Кливленда, в котором приняли участие 3000 человек, эксперты обнаружили, что у тех, кто употреблял ксилит в больших количествах, вероятность инсульта или сердечного приступа в течение трех лет была почти в два раза выше, чем у тех, кто употреблял его в ограниченных количествах.

Сахарозаменители — действительно ли они не вредят?

Этот вопрос нам постоянно задают наши зрители — что, если заменить «белую смерть» на фруктозу, ксилит, стевию, аспартам… в конце концов, есть же ещё финики, мёд и тростниковый сахар! С ними тоже что-то не так? Давайте разбираться!

В чём главный вред?

Вообще, обычный сахар — это источник энергии прежде всего для мозга и мышц, но если нагрузки мало, а сахара много, то его излишки организму надо куда-то девать.

Поджелудочная железа старается их складировать в печени и даёт ей соответствующую команду при помощи гормона инсулина. Но когда-то наступает предел, и места в печени для гликогена — запасённой глюкозы — больше не остаётся.

Поджелудочная об этом не знает и продолжает бомбардировать печень всё большими дозами гормона; обмен веществ ломается и наступает так называемый метаболический синдром. А дальше — ожирение, диабет второго типа, его осложнения — порой до инфаркта и гангрены.

В результате многочисленных исследований выведена сравнительно безопасная доза сахара — максимум 20-35 граммов в сутки. Это, конечно, очень мало. А сладкого-то хочется — и люди ищут способы!

Может быть, тростниковый сахар лучше?

Некоторые верят, что, например, тростниковый сахар нанесёт меньше вреда, потому что в процессе производства в нём остаётся некоторое количество клетчатки, а также витаминов группы В и минералов. Увы, нет.

Упомянутых веществ со знаком «плюс» тут крошечные количества, а скорость всасывания в кровь (гликемический индекс, то есть сила удара по поджелудочной железе) у такого сахара не отличается от обычного и составляет 70 единиц — это очень много.

Вдобавок под видом тростникового у нас нередко продают подкрашенный белый. В общем, не вариант. Неидеальны и другие сладости, популярные благодаря своей “натуральности”.

Читайте также  Этой серьезной проблемой страдает каждый третий, но не каждый представляет настоящую угрозу

Мёд, финики, топинамбур, корень солодки… Стоит ли на них переходить?

Диетологи говорят категорическое нет! Калорийность у всего перечисленного слишком высокая — это те же простые сахара, которые так же быстро и усваиваются.

К тому же основу большинства подобных сладостей — и популярного кокосового сахара — составляет фруктоза. А на неё у учёных накопилось внушительное досье.

В организме она превращается и в глюкозу, в триглицериды… всё это разрушает обмен веществ, провоцирует сердечно-сосудистые болезни, даже тормозит работу мозга!

Это проверил профессор Фернандо Гомес-Пинилья из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он поил подопытных крыс раствором фруктозы из кукурузного сиропа, сравнимым по концентрации с рационом людей-сладкоежек.

Эффект его шокировал! Крысы стали хуже соображать и плохо ориентировались в пространстве. Постоянное употребление высоких доз фруктозы привело у них к повреждению мозга и снижению познавательных способностей.

Важно, правда, различать чистую фруктозу и ту, которая во фруктах — последняя связана с клетчаткой и всасывается медленнее, то есть не наносит смертельного удара.

Но пытаться похудеть и улучшить здоровье, просто заменяя сахар на порошковую фруктозу или диабетические продукты с ней, точно не стоит. С точки зрения влияния на уровень сахара в крови выигрыш, может, и будет, но не значительный.

Фруктоза, как и другие простые сахара, — колоссальная нагрузка на печень. Исследования показывают, что у людей уже после полугода активного употребления сладких напитков с ней важнейший орган начинает жиреть.

Об этом знали, кстати, ещё в античные времена. Древнеримский кулинар Маркус Апиций для производства фуа-гра кормил гусей сладким инжиром и поил медовым вином. Печень у птиц получалась очень большой и жирной.

Спустя 2 тысячелетия ученые выяснили, что виной всему — фруктоза. Она блокирует окисление жирных кислот в печени и стимулирует образование жира.

Так что же делать?

Сначала хорошая новость: основания надеяться на всё более популярные синтетические сахарозаменители — есть. Такие вещества, в отличие от сахара, не повышают уровень глюкозы в крови.

Самый древний подсластитель, ацетат свинца, открыли опытным путём. Вино тогда хранили в свинцовых сосудах, и оно приобретало приятный вкус. Потом, правда, выяснилось, что свинец — это яд.

Первый безопасный подсластитель — сахарин — тоже случайность. Его открыл в 1897-м в США выходец из России Константин Фальберг. Он занимался изучением каменноугольной смолы и после очередных опытов решил перекусить, забыв помыть руки.

Пища стала сладкой! Сахарин оказался сильнее сахара в 300-500 раз и активно использовался во время Первой мировой, когда рафинада не хватало.

Но в 60-е появилось сообщение о его канцерогенных свойствах. СССР и Канада даже объявили сахарин вне закона. Потом выяснилось, что исследования были проведены некорректно, и лабораторные мыши болели раком ещё до участия в эксперименте.

Сахарин реабилитировали. Но осадочек в общественном мнении остался. К подсластителям с тех пор стали относиться с недоверием, тем более что большинство из них не усваиваются организмом и полностью выводятся в неизменном виде. Так безопасны они или нет?

Читайте также  Ученые не советуют этими продуктами и напитками запивать и закусывать! И вот почему

Нет калорий. Значит ли это, что нет опасности?

Все заменители некалорийны, а сладкого вкуса в них даже больше. Его уровень, кстати, определяется по специальной шкале. Лидер среди разрешенных к производству веществ – неотам: 1 грамм заменяет 8 килограммов рафинада.

Вообще, действие всех подобных веществ основано на обмане рецепторов сладкого — они у нас находятся на кончике языка.

Природой наш организм приучен к тому, что если ощущается этот вкус — значит, мы съели что-то сытное и пора его усиленно переваривать. Не происходит ли сбоев, когда сладость приходит без калорий?

Опыт некоторых энтузиастов, любящих заменители, скорее положительный. Для одного из выпусков нашей программы мы снимали интервью с австралийкой Кэролин Хартц, которой тридцать лет назад диагностировали преддиабетическое состояние.

И она, не желая совсем отказываться от сладкого, перешла на ксилит. Это многоатомный спирт, продукт восстановления древесного сахара — ксилозы. Кэролин добавляет его в выпечку, и в итоге тортики ей кажутся вкусными безо всякого сахара.

Вроде бы, настоящее спасение для диабетиков, ведь гликемический индекс ксилита равен 7? Да, но неприятно, что калорий всё-таки многовато (на 40 процентов меньше, чем в сахаре, но всё же).

Нельзя ли есть десерты совсем без риска потолстеть? Для этого созданы так называемые интенсивные подсластители. Самый популярный – стевия.

Белый порошок — стевиозид — получают из сладких листочков многолетнего растения родом из Южной Америки. В СССР стевией даже хотели заменить сахарную свёклу! Но во время перестройки эксперимент прервался.

Один грамм этого вещества по своей сладости эквивалентен 125 граммам фруктозы и 200 граммам обычного сахара! Но этот горький привкус… слишком многие люди, несмотря на всю свою любовь к сладкому, его просто на дух не переносят.

Другие современные вещества этого недостатка лишены, но вокруг них постоянно вьются какие-то подозрения. Так, в 2015-м один из крупнейших мировых производителей газировки временно отказался от аспартама из-за опасений покупателей.

Страх вызвали исследования, в которых аспартам приводил к развитию рака у мышей. Впрочем, после этого сотни других опытов показали, что опасности всё-таки нет.

Дотошные американские журналисты обвиняют в столь плохой репутации заменителей коварные “сахарные корпорации”.

Недавно даже обнародовали несколько документов, которые намекают, что внимание общественности намеренно уводили в сторону ещё в тех самых 60-х годах прошлого века — и вместо того, например,

чтобы исследовать роль сладкого в возникновении кариеса и сердечно-сосудистых заболеваний, “купленные” сахарными гигантами учёные рассказывали о поисках противокариозной вакцины и о вреде жиров.

Почему же в интернете продолжают пугать, что аспартам отравляет нас своим продуктом распада — метанолом? Кратко говоря, это неправда.

В одном литре газировки содержится приблизительно 60 миллиграммов метанола, который можно получить при разрушении аспартама.

А вот обычном фруктовом соке его целых 300 миллиграммов — то есть в 5 раз больше! Чтобы превысить суточную норму потребления, нужно выпить за день 5 литров газировки с аспартамом.

Читайте также  Так вот почему появляется горечь во рту. Совсем не ерунда!

Европейское агентство по безопасности продуктов признало этот подсластитель совершенно безвредным даже для беременных и младенцев. И аспартам в газировку вернули.

В общем, все подсластители, которые сейчас разрешены к использованию, как следует проверены, и можно их не опасаться. Другое дело, что не всегда они так уж точно повторяют вкус сахара.

Мы однажды провели эксперимент: предложили посетителям торгового центра попробовать обычные пирожные и такие же, но с подсластителем на основе сахарина и цикламата натрия. (Разница в калорийности почти в 2 раза).

В результате 9 человек проголосовали за обычный сахар, и 11 — за подсластитель. Нравится или не нравится — это дело индивидуальное.

Главное всё-таки — здоровье.

Сладкий вкус и никаких калорий — это безусловный плюс… Тогда в чём подвох? В том, что многие любители подсластителей попадают в ловушку: зная, что их десерты не так калорийны, увлекаются количеством и там, где съели бы один кусочек обычного торта, позволяют себе 2, а то и 3, и 4 — в итоге страшно перебирая.

Ох, не зря появился известный анекдот, в котором посетитель кафе заказывает 2 жирных бургера, кучу картошки фри и в качестве слабой “компенсации” этой калорийной бомбы -— диетическую газировку!

Кроме психологической, есть, судя по всему, ещё и физиологическая проблема. Изучавшая этот вопрос доктор Сюзан Свитерс из американского университета Пердью формулирует так: привыкнув к сахарозаменителям, организм потом может не справиться с обычным сахаром — и это небезопасно.

Она говорит, что в результате ломается цепочка между ощущением сладости и получаемыми калориями. Как показывают исследования на животных, гормональная реакция на сладкое притупляется, уровень сахара в крови увеличивается, что — вот ведь досада! — приводит всё к тем же лишним килограммам!

Что ещё плохо, искусственные подсластители не нравятся живущим внутри нас микробам — а это опять чревато набором веса.

Так что полезнее всё-таки выбирать не заменители, а — умеренность. Ведь сладкое — это не какая-то жизненно важная субстанция, и в больших дозах у нашего организма в ней потребности нет.

Вдобавок оно вовлекает нас в порочный круг, в котором опасность для здоровья постоянно нарастает: обилие сладостей приводит к тому, что мозг требует всё больше сильных ощущений, и не считает вкусной полезную еду.

Доказано: тот, кто начинает есть меньше сахара (и его заменителей), постепенно начинает чувствовать оттенки вкуса продуктов совсем по-другому, и это великолепно (не говоря уже о том, что прибавляет здоровья).

Лайфхак от нашей программы: если в рационе достаточно белка и овощей, у человека реже возникает чувство голода между, например, завтраком и обедом, и меньше тянет на вредные печеньки, тортики и конфетки. Дорогие наши сладкоежки! Поскорее разорвите этот сахарный замкнутый круг и будьте здоровы!

Источник